МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 С 692 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы С. Г. Ефимов канд. социол. наук, профессор кафедры теории социальной работы Бурятского госуниверситета Ю. Ю. Малышевская канд. социол. наук, консультант информационноаналитического отдела Министерства социальной защиты населения РБ С 692 Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб.-метод. пособие / сост. <...> УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 ISBN 978-5-9793-0001-6 © Бурятский госуниверситет, 2017 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг» предусмотрена Основной образовательной программой подготовки бакалавра по направлению 39.03.02 «Социальная работа» по профилю «Социальная работа в системе социальной защиты населения». <...> Становление социальной сферы России в XXI в., развитие системы социального обслуживания населения, утверждение национальных стандартов социальных услуг создают благоприятные условия для развития социальной квалиметрии. <...> Цель преподавания дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - формирование знаний в области социальной квалиметрии как отрасли новой науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности, а также изучение проблем стандартизации и методов оценки качества социальных услуг. <...> Задачи изучения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - усвоение <...>
Социальная_квалиметрия,_оценка_качества_и_стандартизация_социальных_услуг.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 364 (075.8)
ББК 60.9я73
С 692
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
С. Г. Ефимов
канд. социол. наук, профессор кафедры теории социальной
работы Бурятского госуниверситета
Ю. Ю. Малышевская
канд. социол. наук, консультант информационноаналитического
отдела Министерства социальной защиты
населения РБ
С 692 Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация
социальных услуг: учеб.-метод. пособие / сост.
Н. С. Антонова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2017. — 48 с. ISBN 978-5-9793-0001-6
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению «Социальная работа». В пособии представлены
обязательный минимум содержания учебного материала по курсу,
планы учебных занятий и описано учебно-методическое обеспечение
по данному курсу.
Пособие предназначено для студентов направления «Социальная работа».
УДК 364 (075.8)
ББК 60.9я73
ISBN 978-5-9793-0001-6
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества
и стандартизация услуг» предусмотрена Основной образовательной
программой подготовки бакалавра по направлению 39.03.02 «Социальная
работа» по профилю «Социальная работа в системе социальной
защиты населения».
Государством и обществом все более осознается потребность
в объективном измерении результатов современной социальной политики,
оценке эффективности механизма ее реализации. Становление
социальной сферы России в XXI в., развитие системы социального
обслуживания населения, утверждение национальных стандартов
социальных услуг создают благоприятные условия для развития
социальной квалиметрии.
Цель преподавания дисциплины «Социальная квалиметрия,
оценка качества и стандартизация социальных услуг»:
- формирование знаний в области социальной квалиметрии как
отрасли новой науки, связанной с проблемами измерения и количественной
оценки качества любого вида человеческой деятельности,
а также изучение проблем стандартизации и методов оценки качества
социальных услуг.
Задачи изучения дисциплины «Социальная квалиметрия,
оценка качества и стандартизация социальных услуг»:
- усвоение основных категорий и понятий квалиметрии, ее целей,
принципов, этапов развития, методов и приемов оценки;
- формирование умений и навыков проведения квалиметрической
процедуры;
- осознание и усвоение профессиональной позиции социального
работника в ситуации оказания социальных услуг населению с точки
зрения квалиметрии;
- формирование навыков выбора методов и средств измерения,
оценки качества любых объектов и видов деятельности, различающихся
предметной областью.
Структура учебного курса «Социальная квалиметрия, оценка
качества и стандартизация социальных услуг» включает в себя лекционные,
семинарские занятия, самостоятельную работу студентов,
текущий и итоговый контроль их знаний.
В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают
основные теоретические сведения в области теоретических подхо3
Стр.5
дов к оценке качества и эффективности услуг в сфере социального
обслуживания населения.
На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения
теоретическими знаниями по социальной квалиметрии,
оценке качества и стандартизации социальных услуг и решении
практических задач.
Самостоятельная работа включает в себя подготовку к семинарским
занятиям, повторение и осмысление изученного материала,
выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему,
подготовку к промежуточному и итоговому контролю.
Контроль знаний предполагает отслеживание уровня знаний
студентов на семинарских занятиях, по итогам тестирования и по
итогам выполнения СРС. Заканчивается курс экзаменом. Экзамен
предполагается проводить в форме собеседования по предложенным
вопросам либо выполнения тестовых заданий.
В результате освоения данной дисциплины будут сформированы
следующие компетенции:
- способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в
сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований,
в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные
результаты и данные статистической отчетности для повышения
эффективности социальной работы (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основы, принципы, концепции квалиметрии как науки;
- основы стандартизации в социальной работе;
- основные термины и понятия квалиметрии;
- основные подходы к стандартизации и оценке социальных услуг;
- методы квалиметрии.
уметь:
- оценивать качество социального обслуживания в соответствии
со стандартами.
владеть:
- методами проведения социологического исследования;
- навыками анализа результатов социологического исследования;
- приемами и методами стандартизации социального обслуживания
населения;
- методиками оценки качества и эффективности социальных услуг.
4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1
Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость
Качество как характеристика сущности объектов и их свойств
всегда имело для людей большое практическое значение. Оценка
качества социальных услуг и социального обслуживания населения
является актуальной проблемой современного общества.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся
к XV в. до н. э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия
специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и
о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так
называемой шкале наименований, или по «адресной шкале». Фирменные
знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром,
оценочным признаком качества продукции. Позднее как
разновидность экспертного метода оценки качества продукции использовался
способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,
— способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером
экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая
необходимость определения соответствия продуктов труда
нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной
дисциплины — товароведение. Это было обусловлено появлением
на рынке большого количества разнообразных товаров, требующих
классификации, оценки их качества и стоимости.
Впервые в России обосновал и применил аналитический метод
оценки качества продукции известный кораблестроитель академик
А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов,
учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и
неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов
строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую
систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых
проектов.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества
любых объектов сформировалась в конце 60-х гг. ХХ в. Ее появление
было обусловлено насущной необходимостью более эффективного
и научного обоснования управления качеством производимой
продукции. В годы холодной войны двух социальных систем осо5
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 3
Содержание дисциплины.................................. 5
Практические занятия...................................... 25
Методические рекомендации по СРС.............. 29
Фонд оценочных средств.................................. 33
Словарь терминов и понятий............................ 40
Библиографический список............................... 44
47
Стр.49