Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг

0   0
АвторыАнтонова Надежда Сергеевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц52
ID633992
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Социальная работа». В пособии представлены обязательный минимум содержания учебного материала по курсу, планы учебных занятий и описано учебно-методическое обеспечение по данному курсу. Пособие предназначено для студентов направления «Социальная работа».
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
ISBN978-5-9793-0001-6
УДК364(075.8)
ББК60.953я73
Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Н.С. Антонова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 52 с. — ISBN 978-5-9793-0001-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/633992 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 С 692 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы С. Г. Ефимов канд. социол. наук, профессор кафедры теории социальной работы Бурятского госуниверситета Ю. Ю. Малышевская канд. социол. наук, консультант информационноаналитического отдела Министерства социальной защиты населения РБ С 692 Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб.-метод. пособие / сост. <...> УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 ISBN 978-5-9793-0001-6 © Бурятский госуниверситет, 2017 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг» предусмотрена Основной образовательной программой подготовки бакалавра по направлению 39.03.02 «Социальная работа» по профилю «Социальная работа в системе социальной защиты населения». <...> Становление социальной сферы России в XXI в., развитие системы социального обслуживания населения, утверждение национальных стандартов социальных услуг создают благоприятные условия для развития социальной квалиметрии. <...> Цель преподавания дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - формирование знаний в области социальной квалиметрии как отрасли новой науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности, а также изучение проблем стандартизации и методов оценки качества социальных услуг. <...> Задачи изучения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - усвоение <...>
Социальная_квалиметрия,_оценка_качества_и_стандартизация_социальных_услуг.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 С 692 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы С. Г. Ефимов канд. социол. наук, профессор кафедры теории социальной работы Бурятского госуниверситета Ю. Ю. Малышевская канд. социол. наук, консультант информационноаналитического отдела Министерства социальной защиты населения РБ С 692 Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб.-метод. пособие / сост. Н. С. Антонова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 48 с. ISBN 978-5-9793-0001-6 Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Социальная работа». В пособии представлены обязательный минимум содержания учебного материала по курсу, планы учебных занятий и описано учебно-методическое обеспечение по данному курсу. Пособие предназначено для студентов направления «Социальная работа». УДК 364 (075.8) ББК 60.9я73 ISBN 978-5-9793-0001-6 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг» предусмотрена Основной образовательной программой подготовки бакалавра по направлению 39.03.02 «Социальная работа» по профилю «Социальная работа в системе социальной защиты населения». Государством и обществом все более осознается потребность в объективном измерении результатов современной социальной политики, оценке эффективности механизма ее реализации. Становление социальной сферы России в XXI в., развитие системы социального обслуживания населения, утверждение национальных стандартов социальных услуг создают благоприятные условия для развития социальной квалиметрии. Цель преподавания дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - формирование знаний в области социальной квалиметрии как отрасли новой науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности, а также изучение проблем стандартизации и методов оценки качества социальных услуг. Задачи изучения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»: - усвоение основных категорий и понятий квалиметрии, ее целей, принципов, этапов развития, методов и приемов оценки; - формирование умений и навыков проведения квалиметрической процедуры; - осознание и усвоение профессиональной позиции социального работника в ситуации оказания социальных услуг населению с точки зрения квалиметрии; - формирование навыков выбора методов и средств измерения, оценки качества любых объектов и видов деятельности, различающихся предметной областью. Структура учебного курса «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» включает в себя лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, текущий и итоговый контроль их знаний. В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают основные теоретические сведения в области теоретических подхо3
Стр.5
дов к оценке качества и эффективности услуг в сфере социального обслуживания населения. На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения теоретическими знаниями по социальной квалиметрии, оценке качества и стандартизации социальных услуг и решении практических задач. Самостоятельная работа включает в себя подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему, подготовку к промежуточному и итоговому контролю. Контроль знаний предполагает отслеживание уровня знаний студентов на семинарских занятиях, по итогам тестирования и по итогам выполнения СРС. Заканчивается курс экзаменом. Экзамен предполагается проводить в форме собеседования по предложенным вопросам либо выполнения тестовых заданий. В результате освоения данной дисциплины будут сформированы следующие компетенции: - способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы (ПК-13). В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основы, принципы, концепции квалиметрии как науки; - основы стандартизации в социальной работе; - основные термины и понятия квалиметрии; - основные подходы к стандартизации и оценке социальных услуг; - методы квалиметрии. уметь: - оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами. владеть: - методами проведения социологического исследования; - навыками анализа результатов социологического исследования; - приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения; - методиками оценки качества и эффективности социальных услуг. 4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1 Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость Качество как характеристика сущности объектов и их свойств всегда имело для людей большое практическое значение. Оценка качества социальных услуг и социального обслуживания населения является актуальной проблемой современного общества. Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV в. до н. э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой шкале наименований, или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее как разновидность экспертного метода оценки качества продукции использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, — способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины — товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, оценки их качества и стоимости. Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов. Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х гг. ХХ в. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. В годы холодной войны двух социальных систем осо5
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................. 3 Содержание дисциплины.................................. 5 Практические занятия...................................... 25 Методические рекомендации по СРС.............. 29 Фонд оценочных средств.................................. 33 Словарь терминов и понятий............................ 40 Библиографический список............................... 44 47
Стр.49