Наиболее показательными примерами этой взаимосвязи являются всемирный финансово-экономический кризис (2008–2010 гг.) и Великая рецессия (2011–2013 гг.), которые в зримой форме проявились в том числе в ослаблении динамизма прежде всего крупного предпринимательства в развитых и других странах, в меньшей мере — в некоторых странах Восточной Азии и Латинской Америки. <...> Какие обстоятельства другого 6 плана (сырье, рабочая сила, инфраструктура и т. д.) оказывают существенное влияние на деятельность международного предпринимательства. <...> Следует отметить и следующее обстоятельство: в нашей книге речь идет в основном о крупном предпринимательстве — деятельности крупных корпораций (ТНК). <...> Еще в начальный период введения новой экономической политики (НЭП) в 1921–1922 гг. в России были необычайно популярны идеи выдающего организатора трудовых процессов Фредерика Тэйлора. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 1. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 1. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 2. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 3. <...> Но в целом такие отношения относятся к группе переходных и развивающихся стран (в том числе в России). <...> У ровень вов леченности стран в меж дунаро дную т орг ов лю. <...> У ровень вов леченности стран в меж дунаро дную т орг ов лю. <...> В результате страна пребывания ТНК не получает ожидаемой выгоды от их деятельности, поскольку производственно-сбытовая деятельность ТНК выводится за пределы национальной экономики, она имеет как бы виртуальный характер для страны. <...> Г лобальный индек с к онкурент оспособности 37 факторов, влияющих на бизнес-климат. <...> Кризис 2008–2009 гг. и Великая рецессия в развитых странах в 2011– 2013 гг. оказали серьезное влияние на торговлю как развитых, так и развивающихся и переходных стран. <...> Существенным преимуществом для компаний-производителей в СНГ и в целом переходных и развивающихся странах является их близость к внутреннему рынку и, в соответствующих <...>
Международное_предпринимательство._2-е_издание._Учебник.pdf
УДК 658+330.101.542(035)
ББК 65.012.1
Х24
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рецензенты:
Б. Н. Порфирьев – чл.-корр. РАН, д-р экон. наук, профессор;
Р. С. Гринберг – чл.-корр. РАН, д-р экон. наук, профессор.
Х24
Хасбулатов Р. И.
Международное предпринимательство : учебник. – 2-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Проспект, 2016. – 640 с.
ISBN 978-5-392-19664-7
В учебнике рассмотрены основные теоретические проблемы современного
международного предпринимательства и практические аспекты его деятельности.
Международное предпринимательство представлено на общем фоне тех новых явлений,
процессов и тенденций, которые происходят в мировой экономике. Рассматриваются
эволюция и предыдущий опыт компаний, процессы становления международного предпринимательства,
включая изменения в организации и менеджменте компаний; последствия
массового введения ИКТ и изменений политической и экономической среды, состояния
международных отношений.
Использованы отечественные и иностранные источники по соответствующим
темам, затрагиваемым в книге, а также международные доклады, в том числе ООН,
Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и др.
УДК 658+330.101.542(035)
ББК 65.012.1
Хасбулатов Руслан Имранович
Учебное издание
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 40,0. Тираж 500 (1-й завод 200) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 06.11.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
© Хасбулатов Р. И., 2012
ISBN 978-5-392-19664-7
© Хасбулатов Р. И., 2015, с изменениями
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1. Экономическая среда и предпринимательство ......................................... 12
1. Общая характеристика ......................................................................................... 12
2. Новые тенденции ................................................................................................. 19
3. Структуры и отраслевые сдвиги в мировом хозяйстве:
пространственно-континентальная динамика ................................................... 21
4. Тип экономического роста с позиций экспорта и импорта товаров и услуг .......... 23
5. ТрансТихоокеанское торговое партнерство и ТрансЕвроатлантическое
торговое и инвестиционное партнерство: институциональные контуры ......... 28
6. Уровень вовлеченности стран в международную торговлю:
индекс интернационализации страны ................................................................ 29
7. Региональный рост и товарная структура мировой торговли —
отражение тенденции роста доли современных средств производства ............. 33
8. Международная конкурентоспособность стран ................................................. 35
9. Глобальный индекс конкурентоспособности ..................................................... 36
10. Изменение структуры общества: рост среднего класса и потребления ............. 41
11. Международная торговля .................................................................................... 44
12. Роль государства .................................................................................................. 46
Глава 2. Предприятия и предпринимательство — понятия,
сущность и содержание ................................................................................ 56
1. Понятия и определения ........................................................................................ 56
2. Эволюция предприятия: от собственности индивидуального лица
к коммерческому обществу ................................................................................. 59
3. Предприниматель и предприятие ....................................................................... 64
4. Разновидности предприятий ............................................................................... 68
5. Виды фирм ........................................................................................................... 69
6. Корпорация США — XXI век .............................................................................. 74
7. Разнообразие форм деятельности: иллюстрации ............................................... 79
8. Управленческий персонал компаний ................................................................. 82
9. Национальное и международное предпринимательство —
общая характеристика.......................................................................................... 84
10. Правовой аспект взаимоотношений менеджера и акционера:
миф об акционерном капитале ........................................................................... 88
Стр.636
Содержание
637
11. Институциональная структура предпринимательства: мелкий,
12. средний, крупный бизнес США .......................................................................... 90
Глава 3. Теории менеджмента — становление и развитие ..................................... 98
Малый бизнес в Америке ..................................................................................... 91
13. Корпоративная Америка ..................................................................................... 93
1. Понятие и содержание ......................................................................................... 98
2. Особенности теории .......................................................................................... 101
4.3. Международное и национальное предпринимательство — новые явления ........ 105
5. Учет внутренних и внешних изменений ........................................................... 109
6. Группировки рынков для деятельности отдельных компаний ........................ 111
Показатели возможностей для предпринимательства ..................................... 112
7. Динамизм менеджмента .................................................................................... 113
8. Изменение структуры менеджмента ................................................................. 115
9. Школы теорий управления................................................................................ 118
10. Теории предшествовавших периодов ............................................................... 121
11. Функциональное управление ............................................................................ 123
12. Целевые ориентации .......................................................................................... 126
13. Главные функции менеджмента ........................................................................ 128
14. Разделение функций управления ...................................................................... 131
15. Вклад школы человеческих отношений в теории управления ......................... 131
16. Теории лидерства ............................................................................................... 132
17. Современные теории управления ..................................................................... 133
18. Воздействие меняющихся условий ................................................................... 135
19. Изменяющиеся предпочтения .......................................................................... 135
20. Углубление разделения функций собственности и управления ...................... 136
21. Современные тенденции в менеджменте ......................................................... 139
22. Концепция ключевой компетентности............................................................. 150
23. Изменения в технологии международного менеджмента ................................ 156
24. Новые подходы (и принципы) организации фирменной деятельности ......... 164
Глава 4. Экономика и рынок — эволюция спроса и предложения:
теория и политика ....................................................................................... 172
1. Изменения рыночной среды ............................................................................. 172
2. Немного из истории экономических учений.................................................... 180
3. Наступление неолиберал-монетаризма ............................................................ 184
4. Либерально-монетарная разновидность экономической теории .................... 185
5. Неокейнсианцы и последователи теории общего равновесия ........................ 187
6. Изменения экономической среды: внутренняя интеграция ........................... 192
7. Требования рынка к управлению компаниями ................................................ 195
8. Изменения мировой экономической среды ..................................................... 202
9. Многообразие форм и видов собственности в смешанной
10. экономической системе ..................................................................................... 205
11. Рынок и государство .......................................................................................... 206
12. Эволюция главной цели капиталистического производства: рынок и государство .. 208
Современная экономика — это смешанная экономика................................... 209
13. Социальные контрреволюции ........................................................................... 212
Глава 5. Глобальный рынок в организационном строении
предпринимательства — внешние и внутренние экстерналии ............. 218
1. Общая характеристика ....................................................................................... 218
2. Критерии в международном предпринимательстве ......................................... 221
Стр.637
638
Содержание
3. Изменения организационных структур фирмы ............................................... 223
4. Отражение на структурах корпораций процесса социализации ...................... 228
5. Индустриальные и постиндустриальные модели строения менеджмента ...... 232
6. Предпринимательство и процессы концентрации производства .................... 236
7. Диверсификация фирм ...................................................................................... 238
8. Модели конкуренций ........................................................................................ 239
9. Особая роль фактора глобализации .................................................................. 241
10. Тенденции, определившиеся в 90-х гг. ХХ в. в эпоху глобализации .................. 246
11. Неутолимая жажда потребления ....................................................................... 247
Глава 6. Транснациональные корпорации (ТНК) в мировой экономике ........... 253
1. Понятие, сущность, основные черты ................................................................ 253
2. Сферы международного предпринимательства ТНК ...................................... 265
3. Компания Koch Industries и ее владельцы ........................................................ 270
4. Строительство нефтеперерабатывающих заводов в СССР .............................. 271
5. Международное производство ТНК в формах СНУК ..................................... 273
6. ТНК в переходных и развивающихся странах .................................................. 278
7. ТНК как фактор укрепления взаимозависимости государств ......................... 283
8. Некоторые новые тенденции деятельности ТНК ............................................. 284
9. Российские ТНК и особенности формирования русского капитализма .......... 287
10. Евроатлантическая интеграция: институциональные контуры ....................... 289
Глава 7. Менеджмент: деятельность, общие принципы ....................................... 294
1. Понятие, сущность, содержание ....................................................................... 294
2. Анализ деятельности предпринимателя-менеджера ........................................ 295
3. Функции менеджера .......................................................................................... 304
4. Менеджмент и менеджмент бизнеса по Питеру Друкеру................................. 305
5. Предприниматель и менеджер: особенности взаимодействия ........................ 308
6. Фрагменты современных теорий фирмы и рынка ........................................... 309
7. Революция менеджеров ..................................................................................... 313
8. Питер Друкер о производительности работников умственного труда ............ 320
9. Требования к менеджменту ............................................................................... 326
10. Организация менеджмента ................................................................................ 330
11. Менеджмент и внешняя среда организации ..................................................... 334
12. Процесс (технология) управления организацией ............................................. 337
13. Как руководить персоналом .............................................................................. 338
Глава 8. Маркетинг — функция менеджмента ...................................................... 342
1. Общая характеристика ....................................................................................... 342
2. Возникновение маркетинга ............................................................................... 345
3. Анализ общей среды .......................................................................................... 351
4. Факторы международного маркетинга компании ............................................ 352
5. Национальная стратегия маркетинга ................................................................ 352
6. Сферы влияния внешних и внутренних факторов на рынке
и в планировании деятельности корпораций ................................................... 355
7. Осознание проблемы ......................................................................................... 358
8. Поиск информации ........................................................................................... 359
9. Покупка как процесс и результат ...................................................................... 359
10. Международный маркетинг .............................................................................. 360
11. Изучение среды международного маркетинга .................................................. 362
12. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок и выбор рынка ........ 363
13. Маркетинг в России ........................................................................................... 364
Стр.638
Содержание
639
Глава 9. Топ-менеджмент: глобальные стратегии ................................................. 368
1. Приготовление к выходу на глобальные рынки ............................................... 368
2. Политико-правовая среда.................................................................................. 374
3. Глобальные стратегии ТНК ............................................................................... 375
4. Трансфертные цены ........................................................................................... 378
5. Стратегические альянсы .................................................................................... 379
6. Управление стратегическим альянсом .............................................................. 384
7. Девять принципов (рекомендаций) профессора Дэниэла Айзенберга
8. по созданию предпринимательской эффективности ....................................... 387
10. Единственно правильный способ управления персоналом ............................. 402
11. Мотивы и способы выхода корпораций на международные рынки. ............... 406
12. Стратегии выхода на международный рынок торговой компании .................. 408
13. Характерные особенности глобальной стратегии компаний ........................... 411
14. Понятие и сущность стратегии управления компаниями ................................ 416
15. Системный подход и системный анализ ........................................................... 418
Глобальная этика и этика предпринимателя .................................................... 426
Глава 10. ТНК в горнодобывающей промышленности,
сельском хозяйстве, сфере лицензий и инфраструктуре .................... 433
1. Международный бизнес в отраслях добывающей промышленности .............. 433
2. Частные и государственные ТНК...................................................................... 436
3. Последствия деятельности сырьевых ТНК для принимающих стран ............. 440
4. Необходимость государственного регулирования деятельности ТНК,
5. нормы и способы ............................................................................................... 445
ТНК: международное предпринимательство в сельском хозяйстве
6. (развивающиеся и переходные страны) ............................................................ 448
7. Международный бизнес в сфере лицензий и других технологий .................... 458
Международное предпринимательство в инфраструктурных проектах .......... 463
Глава 11. Международное предпринимательство в секторе
деловых услуг и образовании .................................................................. 475
21. Понятие и содержание деловых услуг ............................................................... 475
3.. Рост торговли деловыми услугами: развитые страны — основные экспортеры ......476
4. Формы деловых услуг ........................................................................................ 478
5. Особенности международной торговли услугами ............................................ 481
6. Транспортные услуги, связанные с обслуживанием внешней торговли ......... 482
7. Услуги в области информации .......................................................................... 484
Услуги по современным и информационным коммуникациям:
8. экономическая эффективность ......................................................................... 487
10. Образование в системе международных социальных
11. и экономических отношений ............................................................................ 491
Глобальные молодежные предпринимательские инициативы ООН .............. 500
Улучшение образования по вопросам предпринимательства
12. и развитие предпринимательских навыков у молодежи: взгляд ООН............. 496
Глава 12. Предпринимательство в международном туризме ............................... 504
1. Понятие, сущность и содержание предпринимательства в туристском
секторе (международных путешествиях) .......................................................... 504
Программное обеспечение компьютеров ......................................................... 488
9. Иные услуги ....................................................................................................... 490
Топ-менеджмент в представлениях профессора Питера Друкера:
9. штрихи деятельности ......................................................................................... 396
Стр.639
640
Содержание
2. Основные тенденции в международном туризме ............................................. 506
3. Воздействие международного туризма на экономику стран ............................ 510
4. Туристский маркетинг ....................................................................................... 510
5. Экономический эффект и география международного туризма ..................... 511
6. Современные тенденции ................................................................................... 513
7. Туристическая инфраструктура: воздушные перевозки .................................. 519
8. Международное содействие туризму в целях развития
предпринимательства ........................................................................................ 520
Формирование спроса на международные путешествия ................................. 526
9. Укрепление рыночных тенденций в международной
10. туристической сфере .......................................................................................... 521
11. Страны, расходующие больше всего средств на международный туризм ......... 522
12. Факторы предложения ....................................................................................... 529
13. Глобализация индустрии туризма ..................................................................... 531
Глава 13. Анализ роли предпринимательства в работах
международных организаций .................................................................. 536
1. ООН о предпринимательстве ............................................................................ 536
2. Всемирный Банк (ВБ) о предпринимательстве и ведении бизнеса ................. 553
Глава 14. Международное предпринимательство и устойчивое развитие:
новые подходы .......................................................................................... 573
1. Понятие устойчивого экономического развития ............................................. 573
2. Комплекс глобальных экологических проблем ................................................ 576
3. Предпринимательство и экология: три стратегии ............................................ 581
4. Экологически ориентированное развитие компаний:
5. от планов к реальности ...................................................................................... 585
Устойчивое развитие и переход компаний на «зеленые» технологии ............. 586
Глава 15. Политика, экономическая дипломатия
и технологии переговоров ........................................................................ 594
1. Внешнеэкономическая политика государств,
2. механизм ее формирова ния ............................................................................... 594
3. Внешнеэкономические связи и платежный баланс ......................................... 596
4. Содержание и опыт экономической дипломатии ............................................ 609
5. Фрагменты механизма внешнеэкономической политики США ..................... 610
6. Экономическая дипломатия и технология международных переговоров ....... 616
7. Необходимость создания Кодекса экономических переговоров ..................... 620
Факторы воздействия на деловые переговоры ................................................. 621
Список литературы ..................................................................................................... 632
Стр.640