Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Международное предпринимательство (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторХасбулатов Р. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц640
ID632899
АннотацияВ учебнике рассмотрены основные теоретические проблемы современного международного предпринимательства и практические аспекты его деятельности. Международное предпринимательство представлено на общем фоне тех новых явлений, процессов и тенденций, которые происходят в мировой экономике. Рассматриваются эволюция и предыдущий опыт компаний, процессы становления международного предпринимательства, включая изменения в организации и менеджменте компаний; последствия массового введения ИКТ и изменений политической и экономической среды, состояния международных отношений. Использованы отечественные и иностранные источники по соответствующим темам, затрагиваемым в книге, а также международные доклады, в том числе ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и др.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для магистров, а также бакалавров старших курсов, которые начинают изучать на фундаментальном уровне данный предмет (или курс, в зависимости от программы факультета университета).
ISBN978-5-392-19664-7
УДК658+330.101.542(035)
ББК65.012.1
Хасбулатов, Р.И. Международное предпринимательство : учебник / Р.И. Хасбулатов .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2016 .— 640 с. — ISBN 978-5-392-19664-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/632899 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наиболее показательными примерами этой взаимосвязи являются всемирный финансово-экономический кризис (2008–2010 гг.) и Великая рецессия (2011–2013 гг.), которые в зримой форме проявились в том числе в ослаблении динамизма прежде всего крупного предпринимательства в развитых и других странах, в меньшей мере — в некоторых странах Восточной Азии и Латинской Америки. <...> Какие обстоятельства другого 6 плана (сырье, рабочая сила, инфраструктура и т. д.) оказывают существенное влияние на деятельность международного предпринимательства. <...> Следует отметить и следующее обстоятельство: в нашей книге речь идет в основном о крупном предпринимательстве — деятельности крупных корпораций (ТНК). <...> Еще в начальный период введения новой экономической политики (НЭП) в 1921–1922 гг. в России были необычайно популярны идеи выдающего организатора трудовых процессов Фредерика Тэйлора. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 1. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 1. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 2. <...> Эк ономическ ая среда и предпринима т ель ство 3. <...> Но в целом такие отношения относятся к группе переходных и развивающихся стран (в том числе в России). <...> У ровень вов леченности стран в меж дунаро дную т орг ов лю. <...> У ровень вов леченности стран в меж дунаро дную т орг ов лю. <...> В результате страна пребывания ТНК не получает ожидаемой выгоды от их деятельности, поскольку производственно-сбытовая деятельность ТНК выводится за пределы национальной экономики, она имеет как бы виртуальный характер для страны. <...> Г лобальный индек с к онкурент оспособности 37 факторов, влияющих на бизнес-климат. <...> Кризис 2008–2009 гг. и Великая рецессия в развитых странах в 2011– 2013 гг. оказали серьезное влияние на торговлю как развитых, так и развивающихся и переходных стран. <...> Существенным преимуществом для компаний-производителей в СНГ и в целом переходных и развивающихся странах является их близость к внутреннему рынку и, в соответствующих <...>
Международное_предпринимательство._2-е_издание._Учебник.pdf
УДК 658+330.101.542(035) ББК 65.012.1 Х24 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рецензенты: Б. Н. Порфирьев – чл.-корр. РАН, д-р экон. наук, профессор; Р. С. Гринберг – чл.-корр. РАН, д-р экон. наук, профессор. Х24 Хасбулатов Р. И. Международное предпринимательство : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2016. – 640 с. ISBN 978-5-392-19664-7 В учебнике рассмотрены основные теоретические проблемы современного международного предпринимательства и практические аспекты его деятельности. Международное предпринимательство представлено на общем фоне тех новых явлений, процессов и тенденций, которые происходят в мировой экономике. Рассматриваются эволюция и предыдущий опыт компаний, процессы становления международного предпринимательства, включая изменения в организации и менеджменте компаний; последствия массового введения ИКТ и изменений политической и экономической среды, состояния международных отношений. Использованы отечественные и иностранные источники по соответствующим темам, затрагиваемым в книге, а также международные доклады, в том числе ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и др. УДК 658+330.101.542(035) ББК 65.012.1 Хасбулатов Руслан Имранович Учебное издание МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Учебник Печать цифровая. Печ. л. 40,0. Тираж 500 (1-й завод 200) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 06.11.2015. Формат 60×90 1 /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. © Хасбулатов Р. И., 2012 ISBN 978-5-392-19664-7 © Хасбулатов Р. И., 2015, с изменениями © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...........................................................................................................................3 Глава 1. Экономическая среда и предпринимательство ......................................... 12 1. Общая характеристика ......................................................................................... 12 2. Новые тенденции ................................................................................................. 19 3. Структуры и отраслевые сдвиги в мировом хозяйстве: пространственно-континентальная динамика ................................................... 21 4. Тип экономического роста с позиций экспорта и импорта товаров и услуг .......... 23 5. ТрансТихоокеанское торговое партнерство и ТрансЕвроатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: институциональные контуры ......... 28 6. Уровень вовлеченности стран в международную торговлю: индекс интернационализации страны ................................................................ 29 7. Региональный рост и товарная структура мировой торговли — отражение тенденции роста доли современных средств производства ............. 33 8. Международная конкурентоспособность стран ................................................. 35 9. Глобальный индекс конкурентоспособности ..................................................... 36 10. Изменение структуры общества: рост среднего класса и потребления ............. 41 11. Международная торговля .................................................................................... 44 12. Роль государства .................................................................................................. 46 Глава 2. Предприятия и предпринимательство — понятия, сущность и содержание ................................................................................ 56 1. Понятия и определения ........................................................................................ 56 2. Эволюция предприятия: от собственности индивидуального лица к коммерческому обществу ................................................................................. 59 3. Предприниматель и предприятие ....................................................................... 64 4. Разновидности предприятий ............................................................................... 68 5. Виды фирм ........................................................................................................... 69 6. Корпорация США — XXI век .............................................................................. 74 7. Разнообразие форм деятельности: иллюстрации ............................................... 79 8. Управленческий персонал компаний ................................................................. 82 9. Национальное и международное предпринимательство — общая характеристика.......................................................................................... 84 10. Правовой аспект взаимоотношений менеджера и акционера: миф об акционерном капитале ........................................................................... 88
Стр.636
Содержание 637 11. Институциональная структура предпринимательства: мелкий, 12. средний, крупный бизнес США .......................................................................... 90 Глава 3. Теории менеджмента — становление и развитие ..................................... 98 Малый бизнес в Америке ..................................................................................... 91 13. Корпоративная Америка ..................................................................................... 93 1. Понятие и содержание ......................................................................................... 98 2. Особенности теории .......................................................................................... 101 4.3. Международное и национальное предпринимательство — новые явления ........ 105 5. Учет внутренних и внешних изменений ........................................................... 109 6. Группировки рынков для деятельности отдельных компаний ........................ 111 Показатели возможностей для предпринимательства ..................................... 112 7. Динамизм менеджмента .................................................................................... 113 8. Изменение структуры менеджмента ................................................................. 115 9. Школы теорий управления................................................................................ 118 10. Теории предшествовавших периодов ............................................................... 121 11. Функциональное управление ............................................................................ 123 12. Целевые ориентации .......................................................................................... 126 13. Главные функции менеджмента ........................................................................ 128 14. Разделение функций управления ...................................................................... 131 15. Вклад школы человеческих отношений в теории управления ......................... 131 16. Теории лидерства ............................................................................................... 132 17. Современные теории управления ..................................................................... 133 18. Воздействие меняющихся условий ................................................................... 135 19. Изменяющиеся предпочтения .......................................................................... 135 20. Углубление разделения функций собственности и управления ...................... 136 21. Современные тенденции в менеджменте ......................................................... 139 22. Концепция ключевой компетентности............................................................. 150 23. Изменения в технологии международного менеджмента ................................ 156 24. Новые подходы (и принципы) организации фирменной деятельности ......... 164 Глава 4. Экономика и рынок — эволюция спроса и предложения: теория и политика ....................................................................................... 172 1. Изменения рыночной среды ............................................................................. 172 2. Немного из истории экономических учений.................................................... 180 3. Наступление неолиберал-монетаризма ............................................................ 184 4. Либерально-монетарная разновидность экономической теории .................... 185 5. Неокейнсианцы и последователи теории общего равновесия ........................ 187 6. Изменения экономической среды: внутренняя интеграция ........................... 192 7. Требования рынка к управлению компаниями ................................................ 195 8. Изменения мировой экономической среды ..................................................... 202 9. Многообразие форм и видов собственности в смешанной 10. экономической системе ..................................................................................... 205 11. Рынок и государство .......................................................................................... 206 12. Эволюция главной цели капиталистического производства: рынок и государство .. 208 Современная экономика — это смешанная экономика................................... 209 13. Социальные контрреволюции ........................................................................... 212 Глава 5. Глобальный рынок в организационном строении предпринимательства — внешние и внутренние экстерналии ............. 218 1. Общая характеристика ....................................................................................... 218 2. Критерии в международном предпринимательстве ......................................... 221
Стр.637
638 Содержание 3. Изменения организационных структур фирмы ............................................... 223 4. Отражение на структурах корпораций процесса социализации ...................... 228 5. Индустриальные и постиндустриальные модели строения менеджмента ...... 232 6. Предпринимательство и процессы концентрации производства .................... 236 7. Диверсификация фирм ...................................................................................... 238 8. Модели конкуренций ........................................................................................ 239 9. Особая роль фактора глобализации .................................................................. 241 10. Тенденции, определившиеся в 90-х гг. ХХ в. в эпоху глобализации .................. 246 11. Неутолимая жажда потребления ....................................................................... 247 Глава 6. Транснациональные корпорации (ТНК) в мировой экономике ........... 253 1. Понятие, сущность, основные черты ................................................................ 253 2. Сферы международного предпринимательства ТНК ...................................... 265 3. Компания Koch Industries и ее владельцы ........................................................ 270 4. Строительство нефтеперерабатывающих заводов в СССР .............................. 271 5. Международное производство ТНК в формах СНУК ..................................... 273 6. ТНК в переходных и развивающихся странах .................................................. 278 7. ТНК как фактор укрепления взаимозависимости государств ......................... 283 8. Некоторые новые тенденции деятельности ТНК ............................................. 284 9. Российские ТНК и особенности формирования русского капитализма .......... 287 10. Евроатлантическая интеграция: институциональные контуры ....................... 289 Глава 7. Менеджмент: деятельность, общие принципы ....................................... 294 1. Понятие, сущность, содержание ....................................................................... 294 2. Анализ деятельности предпринимателя-менеджера ........................................ 295 3. Функции менеджера .......................................................................................... 304 4. Менеджмент и менеджмент бизнеса по Питеру Друкеру................................. 305 5. Предприниматель и менеджер: особенности взаимодействия ........................ 308 6. Фрагменты современных теорий фирмы и рынка ........................................... 309 7. Революция менеджеров ..................................................................................... 313 8. Питер Друкер о производительности работников умственного труда ............ 320 9. Требования к менеджменту ............................................................................... 326 10. Организация менеджмента ................................................................................ 330 11. Менеджмент и внешняя среда организации ..................................................... 334 12. Процесс (технология) управления организацией ............................................. 337 13. Как руководить персоналом .............................................................................. 338 Глава 8. Маркетинг — функция менеджмента ...................................................... 342 1. Общая характеристика ....................................................................................... 342 2. Возникновение маркетинга ............................................................................... 345 3. Анализ общей среды .......................................................................................... 351 4. Факторы международного маркетинга компании ............................................ 352 5. Национальная стратегия маркетинга ................................................................ 352 6. Сферы влияния внешних и внутренних факторов на рынке и в планировании деятельности корпораций ................................................... 355 7. Осознание проблемы ......................................................................................... 358 8. Поиск информации ........................................................................................... 359 9. Покупка как процесс и результат ...................................................................... 359 10. Международный маркетинг .............................................................................. 360 11. Изучение среды международного маркетинга .................................................. 362 12. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок и выбор рынка ........ 363 13. Маркетинг в России ........................................................................................... 364
Стр.638
Содержание 639 Глава 9. Топ-менеджмент: глобальные стратегии ................................................. 368 1. Приготовление к выходу на глобальные рынки ............................................... 368 2. Политико-правовая среда.................................................................................. 374 3. Глобальные стратегии ТНК ............................................................................... 375 4. Трансфертные цены ........................................................................................... 378 5. Стратегические альянсы .................................................................................... 379 6. Управление стратегическим альянсом .............................................................. 384 7. Девять принципов (рекомендаций) профессора Дэниэла Айзенберга 8. по созданию предпринимательской эффективности ....................................... 387 10. Единственно правильный способ управления персоналом ............................. 402 11. Мотивы и способы выхода корпораций на международные рынки. ............... 406 12. Стратегии выхода на международный рынок торговой компании .................. 408 13. Характерные особенности глобальной стратегии компаний ........................... 411 14. Понятие и сущность стратегии управления компаниями ................................ 416 15. Системный подход и системный анализ ........................................................... 418 Глобальная этика и этика предпринимателя .................................................... 426 Глава 10. ТНК в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере лицензий и инфраструктуре .................... 433 1. Международный бизнес в отраслях добывающей промышленности .............. 433 2. Частные и государственные ТНК...................................................................... 436 3. Последствия деятельности сырьевых ТНК для принимающих стран ............. 440 4. Необходимость государственного регулирования деятельности ТНК, 5. нормы и способы ............................................................................................... 445 ТНК: международное предпринимательство в сельском хозяйстве 6. (развивающиеся и переходные страны) ............................................................ 448 7. Международный бизнес в сфере лицензий и других технологий .................... 458 Международное предпринимательство в инфраструктурных проектах .......... 463 Глава 11. Международное предпринимательство в секторе деловых услуг и образовании .................................................................. 475 21. Понятие и содержание деловых услуг ............................................................... 475 3.. Рост торговли деловыми услугами: развитые страны — основные экспортеры ......476 4. Формы деловых услуг ........................................................................................ 478 5. Особенности международной торговли услугами ............................................ 481 6. Транспортные услуги, связанные с обслуживанием внешней торговли ......... 482 7. Услуги в области информации .......................................................................... 484 Услуги по современным и информационным коммуникациям: 8. экономическая эффективность ......................................................................... 487 10. Образование в системе международных социальных 11. и экономических отношений ............................................................................ 491 Глобальные молодежные предпринимательские инициативы ООН .............. 500 Улучшение образования по вопросам предпринимательства 12. и развитие предпринимательских навыков у молодежи: взгляд ООН............. 496 Глава 12. Предпринимательство в международном туризме ............................... 504 1. Понятие, сущность и содержание предпринимательства в туристском секторе (международных путешествиях) .......................................................... 504 Программное обеспечение компьютеров ......................................................... 488 9. Иные услуги ....................................................................................................... 490 Топ-менеджмент в представлениях профессора Питера Друкера: 9. штрихи деятельности ......................................................................................... 396
Стр.639
640 Содержание 2. Основные тенденции в международном туризме ............................................. 506 3. Воздействие международного туризма на экономику стран ............................ 510 4. Туристский маркетинг ....................................................................................... 510 5. Экономический эффект и география международного туризма ..................... 511 6. Современные тенденции ................................................................................... 513 7. Туристическая инфраструктура: воздушные перевозки .................................. 519 8. Международное содействие туризму в целях развития предпринимательства ........................................................................................ 520 Формирование спроса на международные путешествия ................................. 526 9. Укрепление рыночных тенденций в международной 10. туристической сфере .......................................................................................... 521 11. Страны, расходующие больше всего средств на международный туризм ......... 522 12. Факторы предложения ....................................................................................... 529 13. Глобализация индустрии туризма ..................................................................... 531 Глава 13. Анализ роли предпринимательства в работах международных организаций .................................................................. 536 1. ООН о предпринимательстве ............................................................................ 536 2. Всемирный Банк (ВБ) о предпринимательстве и ведении бизнеса ................. 553 Глава 14. Международное предпринимательство и устойчивое развитие: новые подходы .......................................................................................... 573 1. Понятие устойчивого экономического развития ............................................. 573 2. Комплекс глобальных экологических проблем ................................................ 576 3. Предпринимательство и экология: три стратегии ............................................ 581 4. Экологически ориентированное развитие компаний: 5. от планов к реальности ...................................................................................... 585 Устойчивое развитие и переход компаний на «зеленые» технологии ............. 586 Глава 15. Политика, экономическая дипломатия и технологии переговоров ........................................................................ 594 1. Внешнеэкономическая политика государств, 2. механизм ее формирова ния ............................................................................... 594 3. Внешнеэкономические связи и платежный баланс ......................................... 596 4. Содержание и опыт экономической дипломатии ............................................ 609 5. Фрагменты механизма внешнеэкономической политики США ..................... 610 6. Экономическая дипломатия и технология международных переговоров ....... 616 7. Необходимость создания Кодекса экономических переговоров ..................... 620 Факторы воздействия на деловые переговоры ................................................. 621 Список литературы ..................................................................................................... 632
Стр.640

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.