Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторЛихин А. Ф.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц262
ID632769
АннотацияВ учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания, учебный материал которого соответствует государственному образовательному стандарту (программе) по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов юридических специальностей.
Кому рекомендованоПредназначен для студентов юридических вузов.
ISBN978-5-392-16330-4
УДК50(075.8)
ББК20я73
Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания : учебник для бакалавров / А.Ф. Лихин .— Москва : Проспект, 2015 .— 262 с. — ISBN 978-5-392-16330-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/632769 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Ф. Лихин КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Москва 2015 УДК 50(075.8) ББК 20я73 Л65 Лихин А. Ф. <...> Эта формула выражает объективный факт связи массы материального тела и сконцентрированной в нем энергии. <...> Например, при движении материального тела со скоростью су щественно меньше скорости света (300 000 км/с) справедлива классическая механика. <...> На пример, для того чтобы понять закономерности теплового излуче ния, классическая термодинамика использовала понятие абсо лютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. <...> Однако на развитие естествознания оказывают существенное влияние гуманитарные и технические науки. <...> ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Основные понятия: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, естественнонаучная картина мира, развитие науки до эпохи Нового времени, развитие науки в России 1.3.1. <...> Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три фор мыисторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку. <...> Классической наукой называют науку до начала XX в., имея в виду научные идеалы, задачи науки и понимание научного мето да, характерные для науки до начала прошлого века. <...> Теория относительности и квантовая механика являются базовыми тео риями неклассической науки. <...> Наука как сфера человеческой деятельности и ее особенности В неклассической науке вероятностный характер прогноза объясняет вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярноволновой природой объектов микромира). <...> Постнеклассическая наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с некоторого момента становится невозмож ным, т. е. в этот момент происходит действие случайного фактора. <...> Он же создал первый каталог звезд, включил в него 870 ярких звезд и описал по явление «новой звезды» в системе ранее <...>
Концепции_современного_естествознания.pdf
Стр.2
Стр.258
Стр.259
Стр.260
Стр.261
Стр.262
Концепции_современного_естествознания.pdf
УДК 50(075.8) ББК 20ÿ73 Ë65 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Лихин À. Ô. Концепции современного естествознания: учебник для Ë65 бакалавров. —Ìîñêâà : Ïðîñïåêò, 2015. — 264 ñ. ISBN 978-5-392-16330-4 В учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания, учебный материал которого соответствует государственному образовательному стандарту (программе) по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов юридических специальностей. Предназначен для студентов юридических вузов. УДК 50(075.8) ББК 20ÿ73 Учебное издание Лихин Александр Федорович КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебник для бакалавров Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84. Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 01.09.2014. Формат 60 ƀ 901/16. Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 16,5. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. ISBN 978-5-392-16330-4 © À. Ô. Ëèõèí, 2005 © ООО «Ïðîñïåêò», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Раздел 1 НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Глава 1.1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 1.1.1. Наука — это сфера человеческой деятельности, направ ленная на создание, производство объективных знаний о самом человеке и окружающем его мире (природа, Все ленная в целом) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1.2. Главные черты научных знаний . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1.3. Роль науки в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.1.4. Дискуссия о роли науки в развитии культуры . . . . . . 11 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 12 Глава 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК 1.2.1. Критерии классификации наук . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.2.2. Классификация наук по предмету исследования . . . . 13 1.2.3. Теоретические и эмпирические науки . . . . . . . . . . . 15 1.2.4. Фундаментальные и прикладные науки . . . . . . . . . . 16 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 18 Глава 1.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1.3.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.3.2. Понятие естественнонаучной картины мира . . . . . . 20 1.3.3. Античная наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.3.4. РазвитиенаукивпериодСредневековья(V—XIV вв. н. э.) 26 1.3.5. Возрождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.3.6. Новое время — эпоха создания естествознания (XVII — XVIII вв. н. э.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 1.3.7. Развитие естествознания и науки в России . . . . . . . . 33 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 38
Стр.258
Содержание 259 Paздел 2 КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Глава 2.1. МЕХАНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 2.1.1. Понятие детерминизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.1.2. Физика и классическая механика . . . . . . . . . . . . . 40 2.1.3. Механика Галилея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 2.1.4. Физическая теория И. Ньютона . . . . . . . . . . . . . . 45 2.1.5. Содержательные допущения и следствия механики Гали лея — Ньютона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 2.1.6. Механическая картина мира . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 52 Глава 2.2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ КАРТИНА МИРА 2.2.1. Классическая электродинамика . . . . . . . . . . . . . . 53 2.2.2. Кратко об истории изучения магнетизма . . . . . . . . . 53 2.2.3. Исследование электрической силы . . . . . . . . . . . . 57 2.2.4. Понятие физического поля . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 2.2.5. Теория электромагнитных сил Д. Максвелла . . . . . . 60 2.2.6. Электромагнитная картина мира . . . . . . . . . . . . . . 61 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 64 Глава 2.3. КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГИИ И ВРЕМЕНИ 2.3.1. Классическая термодинамика . . . . . . . . . . . . . . . 65 2.3.2. Энергия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.3.3. Законы классической термодинамики . . . . . . . . . . 70 2.3.4. Энтропия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 2.3.5. Основные следствия термодинамики XIX в. . . . . . . . 74 2.3.6. «Тепловая смерть» Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . 75 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 77 Раздел 3 КОНЦЕПЦИИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Глава 3.1. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 3.1.1. Альберт Эйнштейн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 3.1.2. Опыт Морли — Майкельсона . . . . . . . . . . . . . . . . 79 3.1.3. Преобразования Лоренца . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 3.1.4. Специальная теория относительности (СТО) . . . . . . 83
Стр.259
260 Содержание 3.1.5. Релятивистская механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 3.1.6. Математическая теория пространства . . . . . . . . . . . 85 3.1.7. Геометрия Б. Римана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 3.1.8. ОТО основывается на двух принципах или постулатах . 92 3.1.9. Следствия ОТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 96 Глава 3.2. СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СИЛАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИРОДЕ 3.2.1. Сегодня известно пять сил физического взаимодействия 97 3.2.2. Гипотеза М. Планка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 3.2.3. Квантовая механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 3.2.4. Современная квантовая теория . . . . . . . . . . . . . . 111 3.2.5. Открытие протона и нейтрона привело к созданию протоннонейтронной модели атома . . . . . . . . . . . 114 3.2.6. Что объяснила протоннонейтронная модель атома . . 117 3.2.7. Модели объяснения сил физического взаимодействия в атоме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 127 Глава 3.3. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ 3.3.1. Модели и концепции происхождения Вселенной . . . . 128 3.3.2. Нерелятивистские модели эволюции Вселенной класси ческой науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 3.3.3. Релятивистские модели Вселенной . . . . . . . . . . . . 137 3.3.4. Модель «Самосогласованной космологии» постнеклассической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 150 Раздел 4 ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Глава 4.1. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОНОМИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ВСЕЛЕННОЙ 4.1.1. Галактика Млечный Путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 4.1.2. Звезды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Стр.260
Содержание 261 4.1.3. Солнечная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 173 Глава 4.2. БИОСФЕРА, КЛИМАТ И СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ 4.2.1. Планета Земля — третья планета Солнечной системы . 174 4.2.2. Концепцииитеории происхожденияиэволюцииЗемли 181 4.2.3. Теория литосферных плит . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 4.2.4. Гипотезы образования Земли . . . . . . . . . . . . . . . . 187 4.2.5. Концепция происхождения Луны . . . . . . . . . . . . . 188 4.2.6. Климат Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 191 Глава 4.3. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 4.3.1. Наукой о живых системах является биология . . . . . . 192 4.3.2. Уровни организационной сложности живых систем . . 193 4.3.3. Единство химического состава всего живого . . . . . . . 194 4.3.4. Единство органического строения . . . . . . . . . . . . . 196 4.3.5. Клеточное строение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 4.3.6. Существенные свойства деления клеток организмов . . 207 4.3.7. Генетика и геном человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 4.3.8. Клонирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 4.3.9. Определение жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 221 Глава 4.4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И ЧЕЛОВЕКА 4.4.1. Концепции происхождения жизни . . . . . . . . . . . . 222 4.4.2. Концепции биологической эволюции . . . . . . . . . . 232 4.4.3. Антропогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 243 Глава 4.5. ЧЕЛОВЕК, ЕГО БУДУЩЕЕ В СВЕТЕ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4.5.1. О прогнозах развития естествознания . . . . . . . . . . . 244 4.5.2. Нанотехнология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 4.5.3. Исследование человеческого мозга . . . . . . . . . . . . 247
Стр.261
262 Содержание 4.5.4. Генетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 4.5.5. Долголетие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 4.5.6. Биоэтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 4.5.7. Энергетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 4.5.8. Направления изучения происхождения жизни . . . . . 254 4.5.9. Правовые аспекты развития естествознания в XXI в. . . 254 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Вопросы для самопроверки и семинаров . . . . . . . . . . . . . . . 256 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.262

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.