В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. <...> Структура предлагаемого учебника составлена в соответствии с Требованиями по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин для направлений высшего образования, утвержденными Госкомвузом России 13 августа 1994 г. В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в процессах изучения природы. <...> Кроме того, преподавание курса «Биоэтика» на медицинском и биологическом факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова повлияло на включение в структуру учебника главы о ценностных регулятивах развития современного естествознания. <...> Наука как форма духовного освоения действительности Для того чтобы значение и строение современных концепций естествознания было понятно, необходимо прежде всего выяснить, что такое наука в целом, какова ее структура, что и как изучает естествознание. <...> Наука как форма духовного освоения действительности 7 увеличении потребностей людей происходит умножение многообразия форм знания, связанных с локальными практиками. <...> Однако содержание естественно-научных концепций не должно включать особенности страны или личности, их создавших. <...> Наука как форма духовного освоения действительности – Аннотация – сжатая характеристика книги, статьи или сборника, отражающая их содержание и назначение. <...> Наука как форма духовного освоения действительности 15 – рецензия – отзыв, разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения. <...> Следует иметь в виду, что предложенная схема характеристик науки как формы духовного освоения действительности носит ГЛАВА 1. <...> Наука как форма духовного освоения действительности 25 учебный характер и отражает все особенности современной развитой формы научного знания. <...> С позиции организма в качестве причины развития живых организмов <...>
Концепции_современного_естествознания.pdf
я73
Б
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рецензенты:
Аксенов В. Н., кандидат физико-математических наук, доцент;
Егоров С. Ю., доктор биологических наук;
Кузнецов В. Г., доктор философских наук, профессор.
Б87
Проспект, 2015. — 496 с.
978-5-392-16895-8
Брызгалина Е. В.
Концепции современного естествознания: учебник. — Москва :
Цель данного учебника — помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции
современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной
культуры — науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций,
предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подготовки.
Учебник знакомит студентов с особенностями естественно-научной картины мира,
основаниями противопоставления естественно-научной и гуманитарной культуры и необходимостью
их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В учебнике
анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность
и непрерывность в изучении природы. Учебник освещает основной комплекс проблем
естествознания конца ХХ — начала ХХI в. Для изучения предлагаются те концепции
и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место
научного подхода в культуре. Для студента — будущего специалиста в области социогуманитарного
знания особенно принципиально осознание основных концепций и законов
естествознания в их связи с проблемами общественной жизни, осмысление общих тенденций
и взаимовлияний естественно-научного и социогуманитарного знания.
Предлагаемый учебник представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов
из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии, а
является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историкофилософского
и культурологического подходов.
Учебник адресован студентам, получающим образование по социогуманитарным направлениям,
всем интересующимся тенденциями развития современной науки.
ISBN 978-5-392-16895-8
© Брызгалина Е. В., 2012
© ООО «Проспект», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.
Наука как форма духовного
освоения действительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2.
Историческое развитие наук о природе . . . . . . . . . . . . . . . 36
Глава 3.
Современная научная космология и космогония . . . . . . . . 62
Глава 4.
Образы современного физического мира.
Концепции современной химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Глава 5.
Сущность живого и проблема происхождения . . . . . . . . . 121
Глава 6.
Системный подход в современной науке . . . . . . . . . . . . . 158
Глава 7.
Концепция эволюционизма в современной науке . . . . . . 190
Глава 8.
Природа и общество: естественно-научные аспекты
экологической и демографической проблем . . . . . . . . . . 231
Глава 9.
Концепция происхождения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.493
Содержание
493
Глава 10.
Соотношение биологического
и социального в концепциях
социобиологии и биополитике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Глава 11.
Индивидуальность человека: генно-средовая
парадигма в современной науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Глава 12.
Ценностные регулятивы развития
естествознания: проблемы развития
биотехнологии и генной инженерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Глава 13.
Нанотехнологии в ХХ веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
Глава 14.
Ценность человеческой жизни
и современные биоэтические проблемы . . . . . . . . . . . . . 412
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Словарь по концепции современного
естествознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Ключи к контрольным
заданиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
Стр.494