УДК 159.9+371 ББК 88.8+74.00 Учебное издание Коджаспиров Алексей Юрьевич, Коджаспирова Галина Михайловна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Этингера Bilibin Maksym // www.shutterstock.com ПРЕДИСЛОВИЕ Безопасность, ненасилие, безопасность окружающей среды, безопасность информации, безопасное руководство и т. д. <...> В учебные планы школ и вузов давно введен предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» — ОБЖ, но он не может исчерпать всех аспектов безопасности жизнедеятельности человека. <...> В Приложении предлагаются отдельные рекомендации из кадрового менеджмента, диагностический материал, тренинги личностной и профессиональной безопасности учителей. <...> Социальное здоровье личности в проблеме безопасности Основные понятия: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасность личности, опасность, угрозы, безопасность окружающей среды, образовательная среда, социально-психологическая среда, комплексная безопасность образовательного учреждения, компоненты образовательной среды, социальная защита детства, трудная жизненная ситуация, права ребенка, проектирование безопасной образовательной среды, социальное здоровье личности. <...> Основы безопасности образовательного учреждения Безопасность становится очень актуальным современным понятием. <...> Образовательная среда — совокупность созданных в образовательном учреждении материальных, образовательных, нравственных условий существования и деятельности всех участников образовательного процесса. <...> Образовательная среда: от моделирования к проектированию Несмотря на необычайно широкое употребление (а, вероятнее всего, благодаря этому) понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. <...> Инклюзивное образование требует наличия специальных приспособлений для детей-инвалидов, помещений для занятий <...>
Психолого-педагогическая_безопасность_образовательной_среды_детских_учреждений._Курс_лекций._Учебное_пособие.pdf
УДК 159.9+371
ББК 88.8+74.00
К57
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Коджаспиров А. Ю. – кандидат психологических наук, доцент, специалист по дистанционному
консультированию на Детском телефоне доверия, доцент кафедры
научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического
университета;
Коджаспирова Г. М. – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и
истории педагогики Московского городского педагогического университета.
Рецензенты:
Алисов Е. А. – доктор педагогических наук, профессор;
Приступа Е. Н. – доктор педагогических наук, профессор.
Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М.
К57
Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских
учреждений. Курс лекций : учебное пособие. — Москва : Проспект,
2017. – 464 с.
ISBN 978-5-392-21833-2
В пособии рассматривается психолого-педагогический аспект безопасности среды
детских образовательных учреждений. Создание безопасной образовательной
среды рассматривается с позиций деятельности основных субъектов: педагогов, администрации,
детей и родителей. Пособие представляет собой методическую поддержку
для всех, кто реально пытается организовать безопасную образовательную
среду в детских образовательных учреждениях.
Адресовано педагогам, тьюторам, воспитателям, психологам и другим работникам
всех типов и видов образовательных организаций для детей, руководителям
этих учреждений, родителям, студентам, бакалаврам и магистрантам педагогических
и психологических специальностей, аспирантам, соискателям и всем, кого волнует
данная проблематика.
УДК 159.9+371
ББК 88.8+74.00
Коджаспиров Алексей Юрьевич,
Коджаспирова Галина Михайловна
Учебное издание
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 29,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 21.12.2016. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21833-2
© Коджаспиров А. Ю.,
Коджаспирова Г. М., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................... 5
Глава 1. Безопасность образовательной среды как проблема
современной системы образования ............................. 7
§ 1. Основы безопасности образовательного учреждения ................ 7
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение безопасности детства
§ 3. и детских образовательных организаций .......................... 19
Моделирование и проектирование образовательной среды
§ 4. детских образовательных учреждений ............................ 26
Социальное здоровье личности в проблеме безопасности ........... 29
Глава 2. Психолого-педагогическая безопасность детского
образовательного учреждения ................................ 38
§ 1. Психологическая безопасность среды детского образовательного
§ 2. учреждения ................................................... 39
Педагогическая безопасность среды детского образовательного
§ 3. учреждения ................................................... 48
Психолого-педагогические угрозы и риски в образовательной
§ 4. среде детского учреждения ...................................... 59
Профессиональное выгорание педагогов как угроза безопасности
§ 5. образовательной среды ......................................... 79
Деятельность служб сопровождения в образовательных
§ 6. учреждениях .................................................. 93
в Психологическая профилактика и консультирование
создании и поддержании комфортной психолого-безопасной
образовательной среды детского учреждения ..................... 101
Глава 3. Технология мониторинга и экспертизы психологопедагогической
безопасности образовательной среды
детского учреждения ...................................... 114
§ 1. Мониторинг и экспертиза психолого-педагогической
безопасности и комфортности образовательной среды
§ 2. детской организации .......................................... 114
Диагностика комфортности образовательной среды детского
учреждения .................................................. 127
Глава 4. Безопасность деятельности педагогического состава детского
образовательного учреждения ............................... 146
§ 1. Технология безопасной педагогической деятельности в детской
образовательной организации .................................. 146
Стр.459
460 •
Оглавление
§ 2. Психолого-педагогическая безопасность и комфортность
субъектов инклюзивного образования ........................... 169
§ 3. Тренинги личностной и профессиональной безопасности
учителей ..................................................... 177
Глава 5. Безопасность деятельности родителей во взаимодействии
с образовательным учреждением ............................ 185
§ 1. Угрозы и риски безопасности детей в жизнедеятельности семьи .... 185
§ 2. Безопасность семейного воспитания и взаимодействия семьи
с детской образовательной организацией ......................... 207
Глава 6. Угрозы развитию и становлению личности детей
и подростков в трудных жизненных ситуациях
и их профилактика ........................................ 223
§ 1. Дети и подростки, попавшие в трудные жизненные ситуации ...... 233
§ 2. Безнадзорность как социально-педагогическая угроза в процессе
воспитания и социализации детей и подростков .................. 243
§ 3. Технология профилактики и коррекции последствий угроз
и рисков в формировании личности детей и подростков,
попавших в сложные жизненные обстоятельства ................. 249
§ 4. Детский телефон доверия как форма кризисной помощи .......... 272
Глава 7. Безопасность жизнедеятельности воспитанников
образовательного учреждения ............................... 289
§ 1. Угрозы и риски в жизнедеятельности и общении воспитанников
и учащихся ................................................... 290
§ 2. Угрозы и риски в жизнедеятельности воспитанников
интернатных образовательных учреждений и учреждений
со сменными детскими коллективами (лагеря, учреждения
дополнительного образования) и пути их снятия .................. 306
§ 3. Психолого-педагогическая профилактика угроз и рисков
во взаимодействии с семьей и родителями ....................... 223
§ 3. Гендерные взаимоотношения как источник конфликтов
и напряжения в детской среде .................................. 315
§ 4. Технология безопасности общения и отношений воспитанников ... 322
§ 5. Здоровьесберегающая школа как вариант безопасного
образовательного учреждения .................................. 342
Глава 8. Безопасность управленческой деятельности
в образовательном учреждении .............................. 360
§ 6. Психолого-педагогические основы формирования личности
безопасного типа поведения ................................... 352
§ 1. Угрозы и риски в управленческой деятельности .................. 360
§ 2. Технология безопасной управленческой деятельности
в образовательном учреждении ................................. 373
Приложения ...................................................... 388
Приложение № 1. Отдельные рекомендации из кадрового
менеджмента .................................... 388
Приложение № 2. Билль о правах личности .......................... 393
Приложение № 3. Диагностика профессионального выгорания ......... 393
Стр.460
Оглавление
• 461
Приложение № 4. Диагностика психологического климата и психологической устойчивости
педагогического коллектива ........................ 396
Приложение № 5. Диагностика взаимоотношений и психологического климата в детской среде ......... 403
Приложение № 6. Диагностика уровня взаимоотношений
детского образовательного учреждения и родителей ... 416
Приложение № 7. Диагностика управленческой безопасности в детском образовательном учреждении ............. 430
Приложение № 8. Тренинги личностной и профессиональной
безопасности учителей ............................ 450
Стр.461