Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Риторика (5000,00 руб.)

0   0
АвторыИпполитова Н. А., Смелкова З. С., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц448
ID632715
АннотацияВ учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального общения в сфере обучения.
ISBN978-5-392-16389-2
УДК808.5(075.8)
ББК83.7я73
Риторика : учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская; ред. Н.А. Ипполитова .— Москва : Проспект, 2015 .— 448 с. — Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-392-16389-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/632715 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Профессиональноориентированный курс риторики позволяет сформировать коммуникативную компе тентность будущих специалистов, что предполагает: — овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в раз личных коммуникативноречевых ситуациях; — осознание ситуации профессионального общения в сфе ре обучения, особенностей коммуникативноречевых ситуа ций, характерных для профессиональной деятельности обуча емых; — овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; — овладение опытом анализа и создание профессиональ нозначимых типов высказываний; развитие творчески актив ной речевой личности, умеющей применять полученные зна ния и сформированные умения в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуника Предисловие 5 тивной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональных задач. <...> Подчеркнем, что базовые понятия — общение — рече вая деятельностьпедагогические речевые жанры — раскрываются с учетом специфики профессии учителя, о чем свидетельствует не только название разделов («Педагогическое общение», «Речевая деятельность учителя», «Профессиональ но значимые для учителя речевые жанры», «Культура речевой деятельности учителя»), но и их содержание. <...> Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности); педагогические задачи, в ходе решения которых студент (читающий) должен продемонстри ровать умение применить теоретические сведения в практичес кой деятельности ( Представьте себе, что вы объясняете уча Предисловие 7 щимся пятого класса, как образуются звуки речи. <...> Специфика педагогического общения РАЗДЕЛ I ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Глава 1 Специфика педагогического общения ? <...> Педагогическое общение, его функции Общение — «форма взаимодействия людей» — так лаконично это понятие <...>
Риторика.pdf
Стр.2
Стр.445
Стр.446
Стр.447
Стр.448
Риторика.pdf
УДК 808.5(075.8) ББК 83.7ÿ73 Ð55 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы: Ç. Ñ. Ñìåëêîâà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. I (ãë.1—4); Í. À. Ипполитова, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 1), ðàçä. II (ãë. 5) (совместно с Ë. Ñ. ßêóøèíîé); Ò. À. Ладыженская, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 2); Å. Ë. Åðîõèíà, êàíä. ïåä. наук – ðàçä. II (ãë. 3), ðàçä. IV (ãë. 4); Ë. Å. Òóìèíà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 4); Ì. Ð. Ñàâîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 1); Ç. È. Êóðöåâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 2); Ç. Ñ. Çþêèíà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 3); Î. Â. Филиппова, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. III (ãë. 4), ðàçä. IV (ãë. 3); Ë. Â. Ñàëüêîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 5), ðàçä. IV (ãë. 2, 6); Ë. Â. Õàéìîâè÷, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. IV (ãë. 1); Í. Ã. Ãðóäöûíà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. IV (ãë. 5); Î. Ã. Óñàíîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. IV (ãë. 7); Ë. Ñ. ßêóøèíà, êàíä. ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 5) (совместно с Í. À. Èïïîëèòîâîé); Î. И. Марченко, д-р философ. наук – приложение. Риторика : учебник / Ç. Ñ. Ñìåëêîâà, Í. À. Ипполитова, Ò. À. ËàÐ55 дыженская [è äð.]; под ðåä. Í. À. Ипполитовой. — Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 448 c. ISBN 978-5-392-16389-2 В учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга. Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального общения в сфере обучения. УДК 808.5(075.8) ББК 83.7ÿ73 ISBN 978-5-392-16389-2 © Коллектив àâòîðîâ, 2005 © ООО «Ïðîñïåêò», 2008
Стр.2
444 Оглавление Предисловие ............................................................................................ 3 РАЗДЕЛ I ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ............................................... 8 Глава 1 Специфика педагогического общения ................................................ 8 1.1. Педагогическое общение, его функции........................................... 8 1.2. Информационнокоммуникативная функция общения .............. 11 1.3. Регуляционнокоммуникативная (организаторская) функция общения.......................................................................... 16 1.4. Воспитательнокоммуникативная функция общения ................. 20 Глава 2 Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики............................................................................. 23 2.1. Невербальное (несловесное) общение .......................................... 23 2.2. Специфика видов общения, выделяемых по разным основаниям ............................................. 38 Глава 3 Профессиональноличностное взаимодействие учителя и ученика ........................................................................... 43 3.1. Профессиональнозначимые качества учителя ............................ 43 3.2. Стили и приоритеты педагогического общения .......................... 46 Глава 4 Урок и учебноречевая ситуация общения ........................................ 56 4.1. Речевая ситуация в педагогическом общении .............................. 56 4.2. Этапы урока и учебноречевая ситуация ....................................... 61 РАЗДЕЛ II РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ .................................... 71 Глава 1 Что и зачем нужно знать учителю о речевой деятельности ................................................................... 71 1.1. Что такое речевая деятельность ..................................................... 71 1.2. Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов .......................................... 74 1.3. Механизмы речи ............................................................................ 78 1.4. Текст (высказывание) как единица общения ................................ 83 1.5. Речевые жанры ............................................................................... 85 1.6. Категории текста ........................................................................... 88 1.7. Стилистическая окраска текста..................................................... 93
Стр.445
445 Глава 2 Педагогическое говорение .............................................................. 108 2.1. Особенности педагогического говорения ................................... 108 2.2. Приемы подготовки устной речи ................................................ 115 Глава 3 Письмо как продуктивный вид речевой деятельности ................................................................................ 118 3.1. Что такое письмо ......................................................................... 118 3.2. Письмо и говорение .................................................................... 123 3.3. Письменные жанры речи учителя ............................................... 129 Глава 4 Слышать. Слушать. Понимать ................................................... 132 4.1. Слушание как вид речевой деятельности .................................... 132 4.2. Функции слушания ..................................................................... 138 4.3. Профессиональное педагогическое слушание ............................ 141 4.4. Виды профессионального педагогического слушания ............... 144 4.5. Способы и приемы профессионального педагогического слушания ..................................................................................... 148 4.6. Условия эффективного педагогического слушания .................... 156 Глава 5 Чтение в профессиональной деятельности учителя ......................................................................................... 160 5.1. Чтение как вид речевой деятельности ......................................... 160 5.2. Приемы смысловой обработки текста в процессе реализации различных видов чтения ........................ 165 5.3. Вторичные тексты ....................................................................... 169 5.4. Когда, зачем и как читает учитель .............................................. 174 5.5. Своеобразие чтения художественного текста ............................. 179 РАЗДЕЛ III КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ............... 195 Глава 1 Культура речи учителя ................................................................. 195 1.1. Культура речи как культура речевой деятельности ...................... 195 1.2. Этические нормы ......................................................................... 200 1.3. Коммуникативные нормы ........................................................... 206 1.4. Речевые и языковые нормы ......................................................... 214 Глава 2 Речевой поступок в педагогическом общении ................................ 230 2.1. Что такое речевой поступок ......................................................... 230 2.2. Речевой поступок и речевой жанр ............................................... 235
Стр.446
446 Оглавление 2.3. Виды речевых поступков ............................................................. 238 2.4. От речевого поступка учителя к речевому поступку ученика ..... 243 Глава 3 Коммуникативноречевая активность учителя ............................ 247 3.1. Сущность понятия «коммуникативноречевая активность». Виды и уровни коммуникативноречевой активности. .............. 247 3.2. Факторы, влияющие на проявление коммуникативноречевой активности. Причины коммуникативноречевой инактивности 251 Глава 4 Роль интонации в педагогическом общении .................................... 255 4.1. Интонация, ее функции и основные элементы .......................... 255 4.2. Единицы интонации ................................................................... 266 4.3. Интонационные стили речи учителя .......................................... 274 4.4. Индивидуальный стиль речи учителя ......................................... 283 Глава 5 Учитель как коммуникативный лидер ........................................... 296 5.1. Что делает учителя коммуникативным лидером ........................ 296 5.2. Речевые приемы, используемые учителем для достижения различных коммуникативных намерений .................................. 301 РАЗДЕЛ IV ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ......................................... 311 Глава 1 Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр ................................................................................. 311 1.1. Разновидности объяснительной речи учителя ........................... 311 1.2. Характеристика жанра объяснительного монолога .................... 315 Глава 2 Сравнение в объяснительной речи учителя ..................................... 332 2.1. Сравнение как логическая операция .......................................... 332 2.2. Объяснительная речь учителя сравнительного характера как текст ........................................... 334 Глава 3 Приемы популяризации объяснительной речи учителя ................... 343 3.1. Структурные и функциональные особенности приемов популяризации ............................................................................ 343
Стр.447
447 Глава 4 Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя ............................................................... 356 4.1. Общая характеристика и типология жанра педагогической рецензии ...................................................................................... 356 4.2. Педагогическая рецензия как оценочный жанр. Педагогическая рецензия и оценочное высказывание учителя ............................ 364 Глава 5 Педагогический диалог в различных ситуациях урока .................... 370 5.1. Специфика учебнопедагогического диалога ............................. 370 5.2. Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала ..................................................... 377 5.3. Педагогический диалог в ситуации фронтального опроса ......... 384 Глава 6 Требования к устным развернутым ответам учащихся ................. 389 6.1. Устный развернутый ученический ответ как текст ..................... 389 6.2. Требования к устному развернутому ответу ................................ 391 6.3. Анализ устного развернутого ответа ........................................... 394 Глава 7 Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока ...... 397 7.1. Подведение итогов как структурный компонент урока .............. 397 7.2. Обобщение как речевой жанр ..................................................... 399 7.3. Специфика языковых средств, используемых в обобщающей речи учителя ............................... 400 7.4. Виды и типы обобщающей речи ................................................. 403 Приложение ........................................................................................ 408 Основы техники речи. Четыре урока голосоречевого тренинга ....... 408 Список использованной литературы .................................................... 442
Стр.448

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.