Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социология в схемах и определениях (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторКравченко А. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц362
ID632678
АннотацияВ издании в сжатой, концентрированной форме приведены основные теоретические сведения по курсу социологии, изложены основы социального поведения, структура и механизмы развития общества и государства, раскрыты понятия культуры, личности, социальной стратификации и социальной мобильности. Подача материала в виде схем, таблиц, графиков и картинок поможет студенту наглядно представить изучаемый материал и систематизировать его.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся актуальными проблемами социологии.
ISBN978-5-392-14691-8
УДК316(075.8)
ББК60.5я73
Кравченко, А.И. Социология в схемах и определениях : учеб. пособие / А.И. Кравченко .— Москва : Проспект, 2015 .— 362 с. : ил. — ISBN 978-5-392-14691-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632678 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Место социологии в системе научного знания Все науки, известные человечеству, делятся на естественные и общественные. <...> Социология как система научного знания Общественные науки – социология, философия, политология, антропология, экономика, искусствознание, социальная психология – подразделяются на две группы: социальные и гуманитарные дисциплины. <...> Общественные науки Социальные дисциплины Экономика Социология Психология Антропология Гуманитарные дисциплины Философия История Культурология Литературоведение Гуманитарные знания (философия, науковедение, языкознание, искусство) не опираются в той же степени на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. <...> Надо запомнить это: Социология имеет двойственный статус: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. <...> Двойственный статус указывает место социологии в системе научного знания и отражается в понимании сущности и предмета социологии. <...> Место социологии в системе научного знания Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу со5 циальных наук, говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. <...> Социальные дисциплины по количеству изучаемых объектов можно разделить на две группы: 1) один или несколько человек (ограниченный объект); 2) несчетное множество людей (неограниченный объект). <...> Место социологии в системе научного знания 7 Физиология – мозг человека Социология – большие социальные группы Психология – душу и разум Социальная психология – малые группы Педагогика занимается воспитанием всего человека Какие науки изучают человека Между двумя типами объектов существует принципиальная разница – для небольшого числа людей не нужны статистика и сложные математические процедуры. <...> Социология как система научного знания Социальные <...>
Социология_в_схемах_и_определениях.pdf
УДК 316(075.8) ББК 60.5ÿ73 Ê78 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Кравченко А. И. Ê78 Социология в схемах и определениях: учеб. пособие. —Ìîñêâà : Ïðîñïåêò, 2015. — 368 ñ. ISBN 978-5-392-14691-8 В издании в сжатой, концентрированной форме приведены основные теоретические сведения по курсу социологии, изложены основы социального поведения, структура и механизмы развития общества и государства, раскрыты понятия культуры, личности, социальной стратификации и социальной мобильности. Подача материала в виде схем, таблиц, графиков и картинок поможет студенту наглядно представить изучаемый материал и систематизировать его. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся актуальными проблемами социологии. УДК 316(075.8) ББК 60.5ÿ73 Учебное издание Кравченко Альберт Иванович СОЦИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 23,0. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 ƀ 901/16. 111020, Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4 ISBN 978-5-392-14691-8 © À. È. Кравченко, 2011 © ООО «Ïðîñïåêò», 2011
Стр.2
Оглавление ГЛАВА 1 Социология как система научного знания . . . . . . . . . . 3 § 1. Место социологии в системе научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 § 2. Система научного знания в социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 ГЛАВА 2 Исходные понятия социологии: статус и роль . . . . . . 39 § 1. Предмет и объект социологии – исходные понятия науки . . . . . . . . . . 39 § 2. Содержание статуса и роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 § 3. Типы и виды статусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 § 4. Статусный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 § 5. Социальные роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 § 6. Статусное несовпадение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 ГЛАВА 3 Статика и динамика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 § 1. Статика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 § 2. Исторические типы структуры общества (примеры) . . . . . . . . . . . . . . . 67 § 3. Социальные институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 § 4. Типология обществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 § 5. Динамика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 § 6. Глобализация и модернизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 ГЛАВА 4 Социальная онтология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 § 1. Социальное пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 § 2. Социальная структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Стр.360
Оглавление 361 § 3. Социальное поле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 § 4. Социальные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 § 5. Социальные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 ГЛАВА 5 Социальная стратификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 § 1. Социальное неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 § 2. Бедность и богатство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 § 3. Параметры социальной стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 § 4. Исторические типы и формы стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 § 5. Социальные классы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161 § 6. Средний класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 § 7. Глобальные аспекты стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 § 8. Региональные аспекты стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 § 9. Социальная мобильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 ГЛАВА 6 Социология личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 § 1. Личность и ее внутренний мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 § 2. Мотивы и потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 § 3. Поведение и взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 § 4. Социальное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 § 5. Социальный контроль и санкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 § 6. Отклоняющееся поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 § 7. Социальные конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 § 8. Возраст человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 ГЛАВА 7 Социальная среда и социализация . . . . . . . . . . . . . 266 § 1. Социальная среда и индивид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 § 2. Социальные группы и общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 § 3. Малая группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 § 4. Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 § 5. Социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Стр.361
362 Оглавление ГЛАВА 8 Социологическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . 320 § 1. Программа эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 § 2. Измерение и шкалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 § 3. Методы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 § 4. Опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331 § 5. Анкетирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 § 6. Выборочный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 § 7. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 § 8. Анализ документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 § 9. Наблюдение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 § 10. Маркетинговые исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Стр.362

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.