Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Идея порядка в консервативной ретроспективе (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторИсаев И. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц400
ID632661
АннотацияРабота посвящена проблемам взаимодействия власти и закона в исторической ретроспективе. Теперь для анализа выбран период, имеющий особую историческую значимость: конец XVIII - начало XIX века - время возникновения новой мировой цивилизации. Столкновение идей политического романтизма и Просвещения, борьба «исторической школы права» с нормативизмом, появление угрозы правового нигилизма, феномен политической реакции и др. - все эти явления подвергаются в работе тщательному и мотивированному анализу. Сама же непреходящая идея «порядка» по-прежнему сохраняет свою актуальность, что явствует из всего мирового опыта.
Кому рекомендованоИздание предназначено для специалистов в области истории политических идей и правовой философии, для студентов и аспирантов гуманитарных вузов, для всех интересующихся проблемами политической философии и философии права.
ISBN978-5-392-16304-5
УДК340.114.6"17/18"
ББК67.042
Исаев, И.А. Идея порядка в консервативной ретроспективе : [монография] / И.А. Исаев .— Москва : Проспект, 2015 .— 400 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-392-16304-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/632661 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Издание предназначено для специалистов в области истории политических идей и правовой философии, для студентов и аспирантов гуманитарных вузов, для всех интересующихся проблемами политической философии и философии права. <...> УДК 340.114.6"17/18" ББК 67.042 Научное издание Исаев Игорь Андреевич ИДЕЯ ПОРЯДКА В КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Монография В оформлении обложки использована репродукция картины Уильяма Блейка «Творец Вселенной» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Вместе со «старым порядком» тогда ушла в прошлое целая историческая эпоха. <...> Политическая философия выбирала свой прерывистый путь, балансируя между «классицизмом» и «романтизмом», а в феномене духовной и политической «реакции» вдруг обнаружили эффективное средство для нового мироустройства. <...> Во временном господстве «естественного права» тогда же проявился странный и хронический синдром духовного кризиса, когда отвергнутое трансцендентальное вдруг обернулось «природой», жестко подчиняющей себе человека. <...> «Политическая теология» заместила собой религиозность и абсолютизм, соединив их в софистическом синтезе, а демократическая волна в политике нахлынула одновременно с догматическим нормативизмом, пропитавшим к тому времени все европейское правовое сознание. <...> Эти аспекты и рассматриваются в данной работе самым обстоятельным образом, а критические постулаты «исторической школы права», направленные против политико-правовых утопий «естественно-правовой теории», в этой связи выступают как идейная оппозиция действительности и факта против нормативистского и формального правопонимания. <...> Духовная «консервативная революция» в европейском сознании позволила открыть, однако, пути к преодолению кризиса. <...> Голубино Глава I «Платоновская идея» и эволюция политических форм 1. <...> «Миф пещеры», или Идея государства Намерение, которое мы вполне можем приписать как политическому (социальному) институту <...>
Идеи_порядка_в_консервативной_ретроспективе.pdf
УДК 340.114.6"17/18" ББК 67.042 È85 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Исаев È. À. È85 Идея порядка в консервативной ретроспективе: монография. — Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 400 ñ. ISBN 978-5-392-16304-5 Работа посвящена проблемам взаимодействия власти и закона в исторической ретроспективе. Теперь для анализа выбран период, имеющий особую историческую значимость: конец XVIII — начало XIX века — время возникновения новой мировой цивилизации. Столкновение идей политического романтизма и Просвещения, борьба «исторической школы права» с нормативизмом, появление угрозы правового нигилизма, феномен политической реакции и др. — все эти явления подвергаются в работе тщательному и мотивированному анализу. Сама же непреходящая идея «порядка» по-прежнему сохраняет свою актуальность, что явствует из всего мирового опыта. Издание предназначено для специалистов в области истории политических идей и правовой философии, для студентов и аспирантов гуманитарных вузов, для всех интересующихся проблемами политической философии и философии права. УДК 340.114.6"17/18" ББК 67.042 Научное издание Исаев Игорь Андреевич ИДЕЯ ПОРЯДКА В КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Монография В оформлении обложки использована репродукция картины Уильяма Блейка «Творец Вселенной» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 01.08.2014. Формат 60ƀ90 1 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. /16 . Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 25,0. Тираж 20 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» ISBN 978-5-392-16304-5 © È. À. Èñàåâ, 2010 © ООО «Ïðîñïåêò», 2010
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава I. «Платоновская идея» и эволюция политических форм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1. «Миф пещеры», или Идея государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 2. Приключения идей: после Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 3. Политический миф «модерна» и политическая фантазия . . . . . 27 4. Политический стиль и формы правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 5. Сословная идея и деградация форм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Глава II. Политическая реакция: история идеи . . . . . . . . . . . . . 49 1. Барокко и Контрреформация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 2. «Суверенный абсолютизм» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 3. Просвещение и прогресс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 4. Прогресс и Провидение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 5. Прогресс и Порядок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 6. Теология революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 7. Реакция и контрреволюция: идеи против идей . . . . . . . . . . . . . . . 91 8. Случайность и Провидение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 9. Старый порядок и суверенность (Жозеф де Местр) . . . . . . . . . 104 10. Новое Средневековье как политический стиль (Н. Бердяев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Глава III. Просвещение (классицизм) и романтизм в политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 1. «Детонатор революции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 2. «Ненастоящий» абсолютизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 3. Выступление романтизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4. Проблема системности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 5. Пафос иррационального . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 6. Романтизм и политическая форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 7. Мечта о национальном единстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 8. Два мифа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Глава IV. Метаморфозы «естественного права»: синдром кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 1. Рождение идеи «естественного права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 2. «Естественное состояние» как «первопорядок» . . . . . . . . . . . . . 209 3. «Естественный порядок» и «естественный закон» . . . . . . . . . . . 216
Стр.399
400 Содержание 4. «Справедливый порядок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 5. Договор как основа «нового порядка» (Руссо) . . . . . . . . . . . . . . 236 6. Формулы «естественного закона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 7. Воля к праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Глава V. Порядок: значимое и действительное . . . . . . . . . . . . 266 1. Факт против нормы: вызов «исторической школы права» . . . 266 2. Этос нации и «дух народа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 3. Целое и индивидуальное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 4. «Тотальность» и нация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 5. Нравственность и политическая воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 6. Силы и нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 7. Правомерное и объективное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Глава VI. Порядок: легальность и легитимность . . . . . . . . . . . 325 1. «Другая революция»: легитимизация тотального . . . . . . . . . . . 325 2. Легитимность против легальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 3. Народ и его представители (легитимность) . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 4. Право и порядок (легальность) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 5. Легальность и «государственный интерес». . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 6. Легитимность и правовой нигилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Стр.400