УДК 316:1(075.8)
ББК 87.6я73
П69
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Чумаков А. Н., д-р филос. наук, профессор — редактор; темы Предисловие; 2.2.3; 2.5.4;
Волобуев А. В., канд. филос. наук, доцент — темы 2.5.2; 2.5.3; Деникин А. В., д-р филос.
наук, профессор — темы 2.1.2; 2.1.3; 2.4.2; 2.5.1; Деникина З. Д., д-р филос. наук, профессор
— темы 2.4.3; 2.4.4; 2.4.5; 2.4.6; Зорина Е. В., д-р филос. наук, профессор — темы 1.4;
2.1.1; 2.5.5; Зуев К. А., д-р филос. наук, профессор — темы 2.3.4; 2.3.5; 2.3.6; Иоселиани А. Д.,
д-р филос. наук, профессор — темы 1.6; 2.3.1; 2.3.2; 2.3.3; Махаматов Т. М., д-р филос.
наук, профессор — темы 2.1.6; 2.4.1; Омарова Л. Б., ассистент — темы 2.2.1; 2.2.2; 2.2.4;
Панов Е. Г., канд. филос. наук, доцент — темы 1.1; 2.1.4; 2.1.5; Ратников В. П., д-р филос.
наук, профессор — темы 1.3; 2.2.5; 2.5.6; Силичев Д. А., д-р филос. наук, профессор — тема
2.5.5; Трофимова Р. П., д-р филос. наук, профессор — темы 1.2; 1.5; Чернышова Л. И., канд.
филос. наук, доцент — темы 1.3; 1.4; 2.2.6; 2.5.6.
Рецензенты:
Пляйс Я. А., д-р полит. наук, профессор;
Сорокин Д. Е., д-р экон. наук, профессор, член-корр. РАН;
Шестопал А. В., д-р филос. наук, профессор.
Под редакцией доктора философских наук, профессора А. Н. Чумакова.
П69 Практическая философия : учебник для магистров экономических вузов /
под ред. А. Н. Чумакова. – Москва : Проспект, 2017. – 480 с.
ISBN 978-5-392-22387-9
Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории
и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования
философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других
сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии.
Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве
РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки
РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.
Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется
практической философией в контексте социально-экономической деятельности.
Учебное издание
Чумаков Александр Николаевич и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Учебник для магистров экономических вузов
Печать цифровая. Печ. л. 30,0. Тираж 1000 (1-й завод 300) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 01.08.2016. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-22387-9
© Коллектив авторов, 2016
© ООО «Проспект», 2016
УДК 316:1(075.8)
ББК 87.6я73
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Часть I
ФИЛОСОФИЯ: ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Лекция 1. Профессиональная картина мира:
мировоззренческие основания . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1. Философские представления о границах
и основаниях профессиональной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Картина мира как социальная норма,
структура профессиональной картины
3. мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Социальный идеал как прогностическая
структура профессиональной картины
5. мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Ценностные ориентиры конструирования
субъекта профессиональной деятельности . . . 20
Лекция 2. Философия культуры в профессиональной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1. Философия культуры: деятельностно2.
ценностный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Языковая картина мира: специфика
4. профессиональной лексики и логики . . . . . . . . 15
Философия культуры: история и теория . . . . . 27
3. Взаимосвязь культуры, экономики
и финансовой деятельности в обществе . . . . . . 31
4. Культурно-экономические системы
5. и их значение в жизни общества . . . . . . . . . . . . 34
Культура и экономика в информационном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Стр.471
472 •
Оглавление
Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет . . . . . . 42
1. Предмет профессиональной этики,
ее происхождение и концепции . . . . . . . . . . . . 42
2. Категории и принципы
профессиональной этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
3. Виды профессиональной этики
и этические нормы деловых
коммуникаций. Этика конфликта . . . . . . . . . . 49
4. Деловой этикет: сущность и принципы . . . . . . 56
5. Основные нормы и правила современного
делового этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной
реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1. Общая проблематика философского
анализа экономической жизни общества . . . . 65
2. Экономическая жизнь в зеркале
традиционных и современных
философских подходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
3. Философско-методологические проблемы
экономической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4. Экономическая практика сквозь призму
культурцентристской методологии . . . . . . . . . 76
5. Антропологический аспект современной
экономической жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Лекция 5.
Культурно-цивилизационные аспекты
профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 86
1. Культурно-цивилизационные аспекты
экономической и финансовой деятельности . . . 86
2. Социально-философские учения
о культурно-цивилизационном развитии
общества: история и теория . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3. Философская методология
и цивилизационный подход
к исследованию культуры, экономики
и финансовой деятельности в синхронии
и диахронии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.472
Оглавление
• 473
4. Основные закономерности развития
«локальных цивилизаций» как культурно5.
цивилизационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Культура и цивилизации в современном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Лекция 6. Философские и социальные проблемы
информационного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
1. Концепции и модели информационного
2. общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Становление информационного общества
и его место в историческом процессе . . . . . . . 109
3. Диалектика количественного
и качественного в информационном
4. обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Место и роль Интернета
5. в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . 117
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЛОСОФИИ
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
Часть II
2.1. Специальные темы для направлений магистратуры
38.04.01 «Экономика»
38.04.08 «Финансы и кредит»
38.04.09 «Государственный аудит»
Лекция 1. Философия собственности: социальноценностные
и теоретические основания . . . . . . . . . 126
1. Экономика, хозяйство, собственность . . . . . . 126
2. Образы собственности в истории
философской мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
3. Трансформация собственности
в современном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Социокультурные и экономические
проблемы информационного общества . . . . . 119
Лекция 2. Философия денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
1. Классические представления о природе
денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Стр.473
474 •
Оглавление
2. Неклассическая парадигма природы денег . . . . 140
3. Постнеклассическая парадигма природы
денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Лекция 3. Категория «экономический человек».
Профессиональный масштаб деятельности . . . . . . 147
1. Основные модели человека
в классической парадигме . . . . . . . . . . . . . . . . 147
2. Основные модели человека
в неклассической парадигме . . . . . . . . . . . . . . 151
3. Постнеклассические представления
об «экономическом человеке» . . . . . . . . . . . . . 154
Лекция 4. «Философия налогов»: налогообложение как
явление социальной жизни и теоретическая
проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
1. «Философия налогов» как методология
комплексных междисциплинарных
исследований налогообложения . . . . . . . . . . . 158
2. Проблема символического анализа
генезиса налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . 161
3. Социальные функции налогообложения . . . . 163
Лекция 5. Теоретические основания современной
налоговой культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
1. Понятие налоговой культуры как
специфической характеристики
конкретно-исторической общности . . . . . . . . 169
2. Налоговая культура как коммуникативный
социокод социальной среды
повседневности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
3. Цивилизационные, мировоззренческие
и антропологические основания
национальной налоговой культуры . . . . . . . . 176
Лекция 6. Логико-философское содержание принципов
и категорий финансово-кредитной сферы . . . . . . . 181
1. Диалектика объективного
и субъективного в кредитной системе . . . . . . 181
2. Основные категории и принципы
финансово-кредитной теории и практики . . . . 184
Стр.474
Оглавление
• 475
3. Общее и особенное в пространственновременных
формах бытия финансовокредитной
сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
2.2. Специальные темы для направлений магистратуры
8.04.02 « Менеджмент»
38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Лекция 1. Социокультурные и философские основания
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
1. Управление: сущность
и социологическая специфика . . . . . . . . . . . . . 191
2. Социологический и культурологический
аспекты оснований управления . . . . . . . . . . . . 194
3. Социокультурные основания управления
общественным развитием (историкотеоретический
анализ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Лекция 2. Принципы управления в различных типах
научной рациональности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
1. Определение понятий «управление»
и «менеджмент» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
2. Методологические основы менеджмента . . . 205
3. Менеджмент — пусковой механизм
и условие формирования предприятий
как социальных организмов . . . . . . . . . . . . . . . 206
Лекция 3. Управление как системная реальность . . . . . . . . . 210
1. Системный подход: сущность
и предназначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
2. Регулирование и управление общественными
системами как актуальная проблема
философии и науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
3. Особенности регулирования и управления
общественными системами . . . . . . . . . . . . . . . 216
Лекция 4. Философско-антропологические параметры
менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
1. Управление в культурноантропологической
картине мира:
коллективные действия и представления . . . 220
Стр.475
476 •
Оглавление
2. Взаимодействие субъектов как предпосылка
антропологии управления . . . . . . . . . . . 224
3. Мутации управления в сетевом обществе:
«общество зрелищ», «общество контроля»,
«общество риска» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации . . . 231
1. Понятие и теории бюрократии.
«Идеальный тип» рациональной
бюрократии по М. Веберу . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
2. Виды бюрократии. Электронная
бюрократия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
3. История и специфика бюрократии
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Лекция 6. Социально-философские основы отечественной
модели управления и ее особенности . . . . . . . 243
1. Географические, социокультурные,
исторические факторы формирования
российской системы управления . . . . . . . . . . . 243
3. Актуальные проблемы функционирования
современной российской модели
управления и перспективы ее развития . . . . . 251
2.3. Специальные темы для направлений магистратуры
38.04.05 «Бизнес-информатика»
01.04.02 «Прикладная математика и информатика»
09.04.03 «Прикладная информатика»
Лекция 1. Модели и динамика информационного
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
1. Постиндустриальное общество
или информационное общество . . . . . . . . . . . 255
2. Инновационная сущность, проблемы
и образ мировоззрения информационного
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
2. Русская философская мысль XIX — начала
XX в. об особенностях отечественной
модели управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Стр.476
Оглавление
• 477
3. Социальная роль развития
информатики и перспективы развития
информационного общества . . . . . . . . . . . . . . 263
Лекция 2. Глобальный характер информационного
пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
1. Информация как товар, ее накопление,
хранение и обработка в виртуальном
пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
2. Интернет как всемирная глобальная среда
реализации коммуникационных потоков
3. и связи техно-, социо- и инфосфер . . . . . . . . . 272
Лекция 3. Человек в информационном обществе . . . . . . . . . . 281
1. Трансформация привычного социального
бытия человека, изменение образа
жизни и ценностных ориентаций
2. в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . 281
Удобства и негативные стороны
новой повседневности человека
в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . 289
Искусственный интеллект: этапы его
становления, перспективы и философское
осмысление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Человек в виртуальном пространстве.
3. Понятие социальной сети . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Лекция 4. Математика как универсальный язык науки . . . . 297
1. Развитие математики как искусственного
2. языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Природа и процесс усложнения
3. абстрактных объектов математики . . . . . . . . . 299
Аксиоматический метод и математическое
доказательство как особый тип
рассуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Лекция 5. Философские проблемы прикладной
математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
1. Взаимосвязь математики и естественных
2. наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Математические методы и модели
в других науках и технике . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Стр.477
478 •
Оглавление
3. Проблема соотношения теоретической
и прикладной математики . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Лекция 6. Философские проблемы системного подхода . . . . 317
1. Универсальность принципа системности . . . 317
2. Кибернетика и синергетика в анализе
3. сложных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Системность в экономическом
прогнозировании, научном познании
и технике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
2.4. Специальные темы для направлений магистратуры
39.04.01 «Социология»
41.04.04 «Политология»
Лекция 1. Философские основания политической
онтологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
1. Объективно-исторический характер
2. онтологии политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Политические институты и политическая
стабильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
3. Основания нестабильности политической
онтологии в условиях глобализации . . . . . . . . 332
Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология . . . 337
1. Сущность политической эпистемологии . . . . 337
2. Концепции политической эпистемологии . . 338
3. Сущность политической праксиологии . . . . . 344
Лекция 3. Человек в системе политических отношений . . . . 346
1. Проблема человека в политических
2. отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Концепции рассмотрения человека
3. в системе политических отношений . . . . . . . . 347
Географический детерминизм как основа
3. геополитики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Политическая субъектность . . . . . . . . . . . . . . . 351
Лекция 4. Философия геополитики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
1. Геополитика: философские аспекты
2. теории и практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Роль и значение геополитики в условиях
глобализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Стр.478
Оглавление
• 479
Лекция 5.
Культура и политика: модели взаимодействия . . . 363
1. Становление культурной политики:
2. две модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
3. Культурная политика Франции . . . . . . . . . . . . 364
Культурная политика США и других
стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные
аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
1. Понятие экономического поведения:
экономический, психологический,
социологический и философский подходы
к экономическому поведению . . . . . . . . . . . . . 375
2. Социально-философские основы
экономического поведения. Типы
3. экономического поведения . . . . . . . . . . . . . . . 380
Личность в экономике: социальнопсихологические
факторы
экономического поведения . . . . . . . . . . . . . . . 383
2.5. Специальные темы для направления магистратуры
40.04.01 «Юриспруденция»
Лекция 1. Эволюция властной системы общества . . . . . . . . . 387
1. Объективная необходимость органов
2. управления и государственной власти . . . . . . 387
Основные функции и ветви
государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
3. Легитимность и бюрократия как сущностные
элементы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века . . . . 398
1. Философско-правовые взгляды
В. Соловьева и Б. Чичерина . . . . . . . . . . . . . . . 398
2. Философско-правовые взгляды
П. Новгородцева и К. Кавелина . . . . . . . . . . . 402
3. Философско-правовые концепции
Н. Коркунова и Л. Петражицкого . . . . . . . . . . 405
Лекция 3. Онтологические основания правовых учений . . . . 410
1. Онтологические основания права в теории
и философии права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
Стр.479
480 •
Оглавление
2. Основные онтологические понятия . . . . . . . . 414
3. Гуманистическая онтологическая
традиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Лекция 4. Философско-правовая методология . . . . . . . . . . . 423
1. Уровни философско-правовой
2. методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Методологические позиции в западной
3. философии права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Методологические позиции в российской
теории и философии права . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Лекция 5. Современная западная философия права . . . . . . . 435
1. Философия права экзистенциализма . . . . . . . 435
2. Феноменологическая герменевтика
3. П. Рикёра и философия права . . . . . . . . . . . . . 438
Постнеклассическая философия права:
основные концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Лекция 6. Мораль и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
1. Мораль и право в классической
2. философско-правовой традиции . . . . . . . . . . . 447
Мораль и право в неклассических
3. онтологических концепциях . . . . . . . . . . . . . . 450
Мораль и право в концепциях
возрожденного естественного права . . . . . . . . 454
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Словарь основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
Стр.480