С его помощью читатель сможет изучить основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания. <...> Основные направления современного развития логики Часть II. <...> Процедурные правила, правила тезиса и правила аргументов . <...> Каким является суждение: Всякий кулик свое болото хвалит? а) общеотрицательным б) частноутвердительным в) частноотрицательным г) общеутвердительным б) соединительным в) суждением эквивалентности г) разделительным 9. <...> Соответствуют ли круговые схемы отношениям B A A B B D С B Упражнение 2. <...> Изобразить в круговых схемах отношения между следующими понятиями: 1) A — рука, B — палец, C — мизинец; 2) журналист — писатель — фоторепортер; 3) область — район области — район города; 4) песня о любви — лирическая песня — романс — песня, берущая за душу; 5) современный кинофильм — кинофильм о Петербурге — кинофильм «Питер-FM». <...> Изобразить в круговых схемах отношения между следующими понятиями: 1) стол, стул, табуретка, домашний предмет, мебель; 2) студент, спортсмен, поэт; 3) сержант, ефрейтор, офицер, младший офицер, воинское звание; 4) секунда, час, минута; 5) белый, красный, черный. <...> Изобразите в одной схеме, используя универсальное множество, следующие четверки понятий: а) 1 — организм, А — больной, В — здоровый, не-В — нездоровый; б) 1 — набережные Невы, А — гранитные набережные Невы, не-А — негранитные набережные Невы; в) 1 — граждане, имеющие право голоса, А — принявшие участие в голосовании, не-А — непринявшие участия в голосовании, В — голосовавшие за доверие. <...> Ответьте, какие признаки положены в основу данной классификации? частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные представляет собой классификацию простых суждений. <...> Изобразить при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями: А — книга A — газета B — журнал С — страница романа Л. Толстого <...> A — общеутвердительное суждение I — частноутвердительное суждение E — общеотрицательное суждение О — частноотрицательное <...>
Упражнения_по_логике.Сборник.pdf
ББКУДК 16(075.8)
87.4я73
У66
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Э. Ф. Караваев, д-р филос. наук — гл. 2.5;
В. И. Кобзарь, д-р филос. наук — гл. 1.3 (в соавторстве с С. И. Ладушкиным, И. В. Новолодской,
Л. Г. Тоноян);
С. И. Ладушкин, канд. филос. наук — гл. 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, И. В. Новолодской,
Л. Г. Тоноян);
Е. Н. Лисанюк, канд. филос. наук — гл. 2.2, часть III;
А. Е. Мамонов — гл. 1.4 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян);
И. Б. Микиртумов, д-р филос. наук — гл. 1.7, 2.1;
Ю. В. Нечитайлов, канд. филос. наук — гл. 2.4;
И. В. Новолодская — гл. 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, С. И. Ладушкиным, Л. Г. Тоноян);
Я. А. Слинин, д-р филос. наук — гл. 1.5 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян);
Л. Г. Тоноян, канд. филос. наук — гл. 1.1, 1.2, 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, С. И. Ладушкиным,
И. В. Новолодской), 1.4 (в соавторстве с А. Е. Мамоновым), 1.5 (в соавторстве с Я. А. Слининым),
1.6 (в соавторстве с Б. И. Федоровым);
Б. И. Федоров, д-р филос. наук — гл. 1.6 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян), 2.3.
У66
Упражнения по логике. Сборник / Э. Ф. Караваев, В. И. Кобзарь,
С. И. Ладушкин [и др.]; под ред. Л. Г. Тоноян. — Москва : Проспект,
2014. — 264 с.
ISBN 978-5-392-12169-4
Сборник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государлственного
университета. С его помощью читатель сможет изучить основы классической
огики и истории формирования традиционного логического знания.
Данное издание является дополнением к учебнику «Логика» под редакцией А. И. Мигунова,
И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова.
Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики,
тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной
аргументации, а также всем интересующимся логикой.
87.4я73
Учебно-практическое пособие
Тоноян Лариса Грачиковна
УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГИКЕ
Сборник
Учебно-практическое издание
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Печать цифровая. Печ. л. 16,5. Тираж 150 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Санитарно-эпидемиологическое заключение№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 25. 06.2014. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-12169-4
© Тоноян Л. Г., 2013
© ООО «Проспект», 2013
/16
.
ББКУДК 16(075.8)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I.
Основы логики
1.1. Что такое «логично»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Учение о понятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2.1. Определение, строение и виды понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2.2. Отношение между понятиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.2.3. Операции над понятиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.2.4. Классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3. Учение о суждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3.1. Определение и строение суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.3.2. Деление простых суждений по количеству и качеству . . . . 29
1.3.3. Распределенность терминов в простом суждении . . . . . . . . . 31
1.3.4. Выделяющие, исключающие
и определенно-частные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
1.3.5. Отношения между суждениями в логическом квадрате . . . 36
1.3.6. Операции с суждениями: обращение, превращение,
противопоставление предикату . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1.3.7. Модельные схемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
1.3.8. Реляционные суждения (суждения об отношениях) . . . . . . . 51
1.3.9. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
1.3.10. Модальные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
1.4. Основные законы формальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
1.4.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 73
1.4.1. Основные законы формальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
1.5. Умозаключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
1.5.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 82
1.5.1. Определение умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
1.5.2. Простой категорический силлогизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
1.5.3. Силлогизмы со сложными посылками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
1.5.4. Индуктивные умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
1.6. Доказательство и опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
1.6.0. Разминка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
1.6.1. Доказательство и опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
1.6.3. Опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
1.6.4. Правила доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
1.6.5. Отношение логического следования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
1.6.6. Логические парадоксы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
1.7. Основы логики предикатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Стр.3
4
Основные направления современного развития логики
Часть II. Основные направления современного развития логики
Часть II.
2.1. Основы модальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
2.1.1. Язык пропозициональной модальной логики и его
выразительные возможности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
2.1.2. Определение отношения истинности (выполнимости) . .154
2.1.3. Отношение достижимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
2.2. Деонтическая Логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
2.3. Эротетическая логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
2.4. Эпистемическая логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
2.5. Временная логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Основы аргументации
Часть III.
3.1. Правила и ошибки аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
3.2. Диалог как форма коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
3.2.1. Диалог, полилог, монолог. Структура диалога . . . . . . . . . . . .190
3.2.2. Виды аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
3.2.3. Способ обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
3.3. Виды диалогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
3.4. Классификации правил и ошибок аргументации . . . . . . . . . . . . . . .215
3.5. Процедурные правила, правила тезиса и правила аргументов .217
3.5.1. Процедурные правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
3.5.2. Правила релевантности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
3.5.3. Правила тезиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
3.5.4. Правила аргументов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
Стр.4