РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИИ Научнометодический журнал №2 (86) Апрель—июнь МИР Москва 2016 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) СвидетельствоПИ№ФС7762454 от 27 июля 2015 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России Главный редактор Э. В. Сайко Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, Ю. П. Зинченко, В. А. Пономаренко, В. М. Розин, В. В. Рубцов, В. М. ТиктинскийШкловский, С. Д. Максименко (Украина, Киев), Gerhard Witzlack (Герхард Витцлак) (Bundesrepublik Deutschland, Berlin) Michael Cole (Майкл Коул) (USA, San Diego La Jolla), Serena Veggetti (Серена Веджетти) (Italy, Roma), ISSN 20738528 © Московский психологосоциальный университет, 2016 © Мир психологии, 2016 Мир психологии От редколлегии Сознание в открытии человеком бытия и себя в нем Сознание невозможно без отношения к бытию как объективной реальности… <...> Четко определившийся рост внимания к проблеме сознания в последние годы, спровоцированный проблемными ситуациями, в частности действия ми информационных средств в знаниевом пространстве, новыми проблема ми развития человека и общества, обозначился увеличением количества ра бот, связанных с его исследованием в конце ХХ—начале ХХI в. и выходом ряда фундаментальных работ отечественных ученых, посвященных созна нию (Г. В. Акопов, В. М. Аллахвердов, В. П. Зинченко, А. В. Карпов, В. Ф. Петренко) [1; 2; 8; 11, 16]. <...> Определения сознания, берущие начало со второйполовиныI тыс. до н. э., изменялись, углублялись, расширялись, и прослеживание процесса характе ра таких изменений, различий в понимании сознания в отечественной и за рубежной психологии и философии могло бы стать предметом специального исследования. <...> В настоящее время значимыми в качестве <...>
Мир_психологии_№2_2016.pdf
Мир психологии
Содержание
Отредколлегии. Сознание в открытии человекомбытияисебя внем . . . . . . . 3
Сознание как явление человеческого бытия,
носитель понимания бытия, отношения человека к бытию,
условие созидания бытия человека
Теоретикометодологические подходы
к познанию сознания
Карпов А. В.Метасистемныйподход кпроблеме сознания . . . . . . . . . . . . 15
Дубровский Д. И. О решении теоретических вопросов
психофизиологической проблемы.Кпрограмме исследований сознания 31
Розин В.М. Топы сознания: самосознание, знание, существование,
реальностиивременность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Феномен сознания. Его конструкты
и особенности функционирования
Марков В. Н. Виртуализация сознания: некоторые механизмы
(или Труднаяпроблемапсихологиисознания) . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
АнисимовО.С. Сознание в контекстеэффективнойсамоорганизации . . . . . 74
Маланов С. В. Развитие рефлексивных действий как функциональная
основа сознанияисамосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
МазлумянВ.С.Оконструктах и условиях становления и развития сознания 103
ТитовИ. Г. Мировоззрение в структуре сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Сознание и бессознательное
Старовойтенко Е. Б. Сознательнобессознательные представления личности
в измерении «возможностей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
ГусельцеваМ. С. Разработка проблемы бессознательного
в подходе Э.Блоха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Марцинковская Т. Д. Бессознательное: мотивация, творчество, культура . . . 150
Мозгот В. Г. Музыкальное творчество и фрактальность
(к проблеме соотношения сознательного и бессознательного
вмузыкальной деятельности) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Андреев А.С.Личностныйрост как развитие осознанности . . . . . . . . . . . 170
Проблема сознания в исследованиях
Самарского научного центра психологии сознания
Проблема сознания в психологии
Акопов Г. В. Типологияпроблем вновомпознаниисознания . . . . . . . . . . 178
305
2016,№2 (86)
Стр.305
Проблемное поле исследования сознания
Сознание и его социальнорегулятивные функции
Рулина Т. К., Бакшутова Е. В. Категориальные концепты языкового
подсознаниябольшихсоциальных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Белкин А. И. Социальнорегулятивное сознание
в условиях тотальной знаковоинформационнойсреды . . . . . . . . . . . 199
ЯрушкинН. Н., Сатонина Н. Н. Регулятивнаяфункция правового сознания 207
Сознание в личностном развитии человека
ВиноградоваГ.А.Оролисознаниявсубъективномблагополучииличности . . . 215
Гудзовская А. А. Трансценденция самосознания социально зрелой личности
(путешествие отЯкМы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
КапцовА.В. Противоречия вценностном основании сознания личности . . . 233
Развитие сознания в системах образования
и профессиональной деятельности
Варфоломеева Т. П. Учебнопрофессиональная установка
в структуре профессионального сознания студентов. . . . . . . . . . . . . 242
Морозова Е. А. Особенности трансформации нравственного сознания
школьниковв условияхамплификацииобразовательнойсреды . . . . . . 251
Чернышова Е. Л. Особенности профессионального сознания
специалистовпсихологов различногопрофилядеятельности . . . . . . . 259
Конференции
Обсуждение проблемы сознания
Акопов Г. В., Бакшутова Е. В., Рулина Т. К. Психология сознания:
этнонациональные, религиозные,правовыеирегулятивныеаспекты . . . 268
Электронный ресурс Самарского научного центра
Сознание
Семенова Т. В. Сайт«Самарскийнаучныйцентр психологии сознания». . . . 273
Научные и научнопрактические исследования
Проблема современной педагогики
Восхождение учителя в профессиональной сфере
Бездухов А. В. Методы формирования этического сознания будущего учителя
(метод доказательства теорем Б.Спинозы). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
О проблеме учебника (продолжение)
Шишкова С. В. Психологодидактические причины, требующие
уже в начальной школе создания учебников по русскому языку
на синтаксической основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Нашиавторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
306
Стр.306
World of psychology
Table of contents
Editorial note. Consciousness in the person’s discovery of being and himself in it . . . . 3
Consciousness as a phenomenon of human being, the being
understanding carrier, person’s relation to being, condition of
person’s being creation
Theoretical and methodological approaches
to the consciousness cognition
Karpov A. V. Metasystem approach to the consciousness problem. . . . . . . . . . . 15
Dubrovsky D. I. On the theoretical problems solution of the psychophysiological
problem.Tothe program of consciousness studying . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Rozin V.M. Consciousness tops: selfconsciousness, knowledge, existence,
realities and temporariness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Consciousness phenomenon. Its constructs
and features of functioning
Markov V. N. Virtualization of consciousness: some mechanisms
(or the consciousness psychology Difficult problem) . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Anisimov O. S. Consciousness in the effective selforganization context . . . . . . . . 74
Malanov S. V. Reflexive actions development as a functional basis
for the consciousness and selfconsciousness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Mazlumyan V. S. On the constructs and conditions of the consciousness formation
and development. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Titov I. G. Worldview in the structure of consciousness . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Consciousness and unconscious
Starovoytenko E. B. Conscious and unconscious personality’s ideas
in the measurement of opportunities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Guseltseva M. S. Development of the problem of unconscious in E. Bloch’s
approach . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Martsinkovskaya T.D.Unconscious: motivation, creativity, culture . . . . . . . . . 150
Mozgot V. G. Musical creativity and fractality (to the problem of the conscious
and unconscious parity in the musical activity) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Andreev A.S. Personality growth as the consciousness development . . . . . . . . . 170
Consciousness problem in studies of Samara Scientific Center for
Psychology of Consciousness
Consciousness problem in psychology
Akopov G. V. Problems typology in thenewcognition of consciousness . . . . . . . . 178
307
2016,№2 (86)
Стр.307
Problem field of the consciousness study
Consciousness and its social and regulatory functions
Rulina T. K., Bakshutova E. V. Big social groups language subconsciousness
categorial concepts. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Belkin A. I. Social and regulatory consciousness in conditions of the total sign
and information environment. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Yarushkin N. N., Satonina N. N. Regulatory function of the legal consciousness . . . 207
Consciousness in the personality development
Vinogradova G. A.On the consciousness role inthe personality’s subjective wellbeing 215
Gudzovskaya A. A. Consciousness transcendention of a sociallymature
personality (a travel fromSelf to Selves) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Kaptsov A. V. Contradictions in the personality’s consciousness value basis . . . . . 233
Development of consciousness in education systems and in the professional activity
Varfolomeeva T. P. Educational and professional directive in the structure
of professional consciousness of students. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Morozova E. A. Students moral consciousness transformation features
in conditions of the educational environment amplification . . . . . . . . . . . 251
Chernyshova E. L. Various profile experts’ psychologists’ professional
consciousness features . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Conference
Consciousness problem discussion
Akopov G. V., Bakshutova E. V., Rulina T. K. Consciousness psychology:
Ethnonational, religious, legal and regulatory aspects . . . . . . . . . . . . . . 268
Electronic resource of Consciousness Samara Scientific Center
Consciousness
Semeonova T. V.SamaraScientific Center for Psychology of Consciousness Site . . . 273
Scientific and scientific and practical studies
Modern pedagogics problem
Teacher’s rise in the professional sphere
Bezdukhov A. V. Future teacher’s ethical consciousness formation methods
(Method ofB.Spinoza’s theorems proof) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
On the textbook problem (continuation)
Shishkova S. V. Psychological and didactic reasons demanding the Russian
language textbooks creation on the syntactic basis at elementary school already 291
Ourauthors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
308
Стр.308