ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С. Г . Пяткова
Учебно–методическое пособие
для студентов вузов, обучающихся по направлению
050100 Бакалавр педагогического образования
по профилю «Историческое образование»
по образованию в области подготовки педагогических кадров
в качестве учебно-методического пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
«Рекомендовано УМО
по направлению 050100 Педагогическое образование»
Сургут
2013
1
Стр.1
УДК 94(47).07(07)
ББК 63.3(2)52я73
П 99
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Худяков В.Н., доктор исторических наук, профессор
Омского государственного педагогического университета
Адамова Н.Ю., кандидат исторических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
П 99
Пяткова, С. Г.
История России XIX век : задания для самостоятельной работы :
учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению
050100 Бакалавр педагогического образования по профилю «Историческое
образование» / С.Г. Пяткова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф.
образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО
СурГПУ, 2013. – 155 с. – Гриф УМО.
ISBN 978-5-93190-305-7
Учебно-методическое пособие является экспериментально-теоретической
разработкой курса «История России XIX век» в модульно-рейтинговой
системе обучения для подготовки бакалавров педагогического
образования по профилю «Историческое образование».
Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов
в модульно-рейтинговой системе обучения (учебно-тематический
план курса, методическое сопровождение модулей, формы и виды контроля
самостоятельной работы студентов). Модульная структура курса позволяет
четко выстроить систему контроля самостоятельной работы студентов.
Практическая направленность курса способствует увеличению и активизации
самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес
к предмету.
УДК 94(47).07(07)
ББК 63.3(2)52я73
ISBN 978-5-93190-305-7
Пяткова С.Г., 2013
Сургутский государственный
педагогический университет, 2013
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
История Росси XIX века всегда привлекала и привлекает внимание
отечественных и зарубежных исследователей. Поскольку это
эпоха важных перемен в жизни российского государства и общества,
перемен в системе государственного управления, общественнополитической
мысли, экономической и культурной сфере, внешнеполитической
деятельности. Кроме того, это эпоха великих людей
(императоров, политических деятелей и мыслителей), которые внесли
значительный вклад в развитие различных направлений внешней
и внутренней политики российского государства.
Данное учебно-методическое пособие соответствует новым
целям и требованиям в системе высшего образования. Приоритетным
направлением в высшем образовании является овладение интеллектуальными,
оперативными, профессиональными умениями.
Данная работа позволяет создать условия для формирования профессиональных
умений студентов. Кроме того, оно позволяет в
полной мере реализовать деятельностный подход, цель которого –
развитие личности – субъекта творческой деятельности.
Пособие представляет собой комплект учебно-методических
материалов в модульно-рейтинговой системе по курсу «История
России: XIX век» (учебно-тематический план курса, методическое
сопровождение модулей, формы и виды контроля самостоятельной
работы студентов).
В рамках курса сформулирована профессиональная цель обучения
– научиться проектировать нетрадиционные учебные занятия
по курсу «История России: XIX век».
Определены основные задачи курса:
1) изучить основные факты, тенденции и закономерности
развития Российской империи XIX века;
2) научиться анализировать организационно-методическую
деятельность (преподавателя и студента) в ходе проведения нетрадиционных
учебных занятий по курсу «История России: XIX век»;
3) создать проекты нетрадиционных учебных занятий по
курсу «История России: XIX век».
Хронологические рамки пособия охватывают период с начала
правления Александра I и до конца правления Александра III.
3
Стр.3
Курс «История России: XIX век» продолжает изучение русской
истории, начатое на предыдущих курсах (с древнейших времен
до XVIII века) и занимает важное место среди других дисциплин
профессионального цикла. Это связано с тем, что XIX век
в истории российского государства характеризуется крупными
реформами в области управления, экономических и общественных
отношений. Отмена крепостного права, либеральные реформы
60 – 70-х гг. – часть процесса «эпохи освобождения». В XIX
столетии в России возникают различные оппозиционные общественные
движения, что является одной из центральных тем рассмотрения
истории этого периода. Несмотря на серьезные внутренние
преобразования к концу XIX века Россия становится
могущественной европейской державой. Кроме того, тесная связь
курса с «Методикой преподавания истории в школе» позволяет
сформировать профессиональные умения и навыки в ходе изучения
русской истории XIX века.
В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать
знания:
1) основных фактов и проблем, понимание тенденций и закономерностей
развития Российской империи XIX века;
2) основных вех и особенностей развития Российской империи
XIX века, основных общественно-политических деятелей
эпохи и их роли в развитии государства;
3) основных типов и видов источников по истории России
XIX в., их особенностей и значения в ходе изучения курса;
4) историографии основных проблем развития Российской
империи в XIX веке.
В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать
умения:
1) определять основные понятия, историческую значимость
событий и фактов в истории России XIX века;
2) анализировать различные виды источников по русской
истории XIX века, определять их информативные возможности
в ходе изучения курса;
3) выделять и анализировать исторические процессы, выделять
причинно-следственные связи между историческими явлениями;
4)
применять теоретические знания по русской истории
XIX века в профессиональной деятельности (разработке проектов
нетрадиционных учебных занятий по курсу).
4
Стр.4
В результате изучения курса студенты должны владеть:
1) приемами анализа нетрадиционных учебных занятий по
истории и методикой их проектирования;
2) приемами научного анализа и использования знаний по
истории России XIX в. в профессиональной и культурно-просветительской
деятельности.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций:
способен понимать движущие силы и закономерности
исторического процесса, место человека в историческом процессе,
политической организации общества (ОК-15);
способен извлекать и интерпретировать историческую
информацию из различных исторических источников (СК-2);
способен формировать интеллектуальные и специальные
исторические компетенции в профессиональной деятельности (у
учащихся) (СК-4);
способен анализировать исторические события, явления
и процессы в их пространственных и временных рамках (СК-5);
готов применять современные методики и технологии,
в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса на конкретной образовательной
ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) (на
примере нетрадиционных учебных занятий).
Общая трудоемкость курса составляет 4 зачетные единицы.
Основными видами занятий в ходе изучения курса являются семинарские
и практические в русле развивающего и проблемного
обучения, предполагающие индивидуально-поисковую работу,
решение практических задач. Основными формами проведения
занятий является работа в малых группах.
Структура курса построена по принципам модульной технологии:
выделены три модуля (теоретические и операционные).
Под модулем понимается отдельный содержательный блок по
предмету, который имеет внутрипредметные связи.
В теоретическом модуле, прежде всего, изучается содержание
курса и параллельно студенты совершенствуют обще-интеллектуальные
(сравнение, анализ и т.д.) и специальные (источниковедческий,
историографический анализ) умения. Операционный
модуль предполагает организацию деятельности студента,
направленную на формирование профессиональных умений учителя.
5
Стр.5
Указанные задачи курса являются целями модулей:
Модуль 1 «Основные факты, тенденции и закономерности
развития Российской империи XIX века».
Модуль 2 «Нетрадиционные учебные занятия в преподавании
курса «История России: XIX век».
Модуль 3 «Разработка нетрадиционных учебных занятий
(проектов) по курсу «История России: XIX век».
В ходе изучения Модуля 1 предполагается сформировать
у студентов знание основных фактов и проблем, понимание тенденций
и закономерностей развития Российской империи XIX века.
Поэтому особое внимание уделено изучению основных тенденций
политического и общественно-политического развития
России (УЭ-1.1), инновационных и традиционных черт социально-экономической
системы страны (УЭ-1.2), тенденций во внешней
политике российских императоров XIX века (УЭ-1.3).
Структура Модуля 2 предполагает изучение различных видов
нетрадиционных учебных занятий по истории в школе и методику
их проектирования (УЭ-2.1), анализ и оценку организационнометодической
деятельности в ходе проведения нетрадиционных
учебных занятий по русской истории XIX века (УЭ-2.2), разработку
методических рекомендаций и требований к проектированию
различных видов нетрадиционных учебных занятий по истории
(УЭ-2.3).
В ходе прохождения Модуля 3 особое внимание уделено созданию
проектов нетрадиционных учебных занятий по курсу «Истории
России: XIX век». При этом определяются условия, методы
проектной деятельности учащихся, студенты учатся ставить цели
и производить отбор содержания материала по истории России
XIX века в соответствии с формой нетрадиционного занятия, разрабатывать
различные виды и формы нетрадиционного учебного
занятия по истории для школы. Для более эффективного овладения
проектной методикой студентам предлагается определить этапы
и логику разработки учебного проекта: составление «визитных
карточек» и учебно-методического пакета. Рубежным контролем
по модулю является учебная конференция, на которой студенты
защищают разработанные проекты и рецензируют их.
Представлены методические рекомендации ко всем видам
контроля самостоятельной работы студентов, которые соотнесены
с целью и задачами курса: семинарские и практические занятия,
различные виды нетрадиционных учебных занятий (представле6
Стр.6
ния, оценочные и дискуссионные уроки), составление сравнительных
таблиц, логических цепочек, работа с картой и ее описание,
написание проектов (составление «визитных карточек»,
учебно-методического пакета), рецензий.
Модульная структура курса позволяет четко выстроить систему
контроля самостоятельной работы студентов. Практическая
направленность курса, где теоретические и конкретные знания в
большей степени являются материалом для формирования профессиональных
умений, способствует увеличению и активизации
самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес
к предмету.
7
Стр.7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Формы и виды работы
(в час.)1
Учебные
элементы (УЭ)
1
2
УЭ-1.1 Тенденции
политического
и общественно-политического
развития
России XIX века
Компоненты УЭ
3
УЭ-1.1.1 История России
XIX века в контексте русской
и мировой истории
УЭ-1.1.2 Эволюция политической
системы в России
XIX века
УЭ-1.1.3 Изменения в общественно-политической
и
социально-культурной
жизни России XIX века
УЭ-1.2 Традиции
и новации
в социально-экономической
системе
России
XIX века
УЭ-1.2.1 Изменения в социально-экономической
жизни
России первой половины
XIX века
УЭ-1.2.2 Отмена крепостного
права как системное
изменение основ российского
общества
УЭ-1.2.3 Создание инфраструктуры
для новых экономических
отношений в
России во второй половине
XIX века
УЭ-1.3 Основные
тенденции
во внешнеполитической
деятельности
российских
императоров
XIX
века
УЭ-1.3.1 Основные этапы и
принципы внешней политики
России в XIX веке
УЭ-1.3.2 Содержание и
методы внешнеполитического
диалога России и
Европы в XIX веке
УЭ-1.3.3 Восточное направление
внешней политики
России XIX века
УЭ-1.4 Рубежный контроль
ИТОГО
4 5 6 7 8
Дз
2
2
2
2
4
2
6
2
Дз
Дз
Дз
*
Дз
2
2
*
*
*
Контрольная работа 1 – 2 ч
2 10 14
1Аудиторная работа (лекции, семинарские и практические занятия, рубежный
контроль и т.п.) обозначена количеством часов, а самостоятельная работа студентов
обозначена «*».
8
Модуль 1 «Основные факты, тенденции и закономерности развития
Российской империи XIX века»
Название
модуля
лекция
семинар
практическое
КСР
СРС
Стр.8
Продолжение
Формы и виды работы
(в час.)
Учебные
элементы (УЭ)
1
2
УЭ-2.1 Классификация
нетрадиционных
учебных
занятий
по истории и
методика их
организации
УЭ-2.2 Организационнометодическая
деятельность
в
ходе проведения
различных видов
нетрадиционных
учебных занятий
по русской истории
XIX века
УЭ-2.3 Анализ и
оценка организационно-методической
деятельности
в ходе
проведения
нетрадиционных
учебных занятий
по русской истории
XIX века
Компоненты УЭ
3
УЭ-2.1.1 Классификация
нетрадиционных учебновоспитательных
занятий по
истории
УЭ-2.1.2 Нетрадиционные
учебные занятия и активные
методы обучения, требования
к их организации и
применению
УЭ-2.2.1 Схема анализа
нетрадиционных учебных
занятий по истории
УЭ-2.2.2 Уроки представления
в преподавании курса
«История России: XIX век»
УЭ-2.2.3 Оценочные уроки
в преподавании курса «История
России: XIX век»
УЭ-2.2.4 Дискуссионные
уроки в преподавании русской
истории XIX века
УЭ-2.3.1 Рецензии на проведенные
занятия
УЭ-2.3.2 Методические
рекомендации к организации
нетрадиционных учебных
занятий по русской
истории XIX века
УЭ-2.4 Рубежный контроль
ИТОГО
4 5 6 7 8
2
2
2
6
4
6
Дз
2
Контрольная работа 2 – 2 ч
4 16 4
9
Модуль 2 «Нетрадиционные учебные занятия
в преподавании курса «История России: XIX век»
Название
модуля
лекция
семинар
практическое
КСР
СРС
Стр.9
Окончание
Формы и виды работы
(в час.)
Учебные
элементы (УЭ)
1
2
УЭ-3.1 Проектирование
нетрадиционных
учебных
занятий
по материалам
русской истории
XIX века
УЭ-3.2 Защита
проектов нетрадиционных
учебных
занятий
по материалам
русской истории
XIX века в студенческой
аудитории
Компоненты
УЭ
3
УЭ-3.1.1 Требования к
проектированию учебного
проекта
УЭ-3.1.2 Алгоритм проектирования
УЭ-3.2.1
Проекты занятий:
методическое обеспечение
самостоятельной работы
учащихся
УЭ-3.2.3 Оценка и рецензирование
учебных проектов
УЭ-3.3
Рубежный контроль
ИТОГО 2
4 5 6 7 8
2
8
Дз
2
Защита проектов – 2 ч
10
10
Модуль 3 «Разработка нетрадиционных учебных
занятий (проектов) по курсу
«История России: XIX век»
Название
модуля
лекция
семинар
практическое
КСР
СРС
Стр.10