В номере
ISSN 1727-6500
05
9 771727 650168
5 • 2016
От первого лица
Актуальная тема
Экономика и финансы
Стратегия управления
Бухгалтерский учет
и налогообложение
Точка зрения
Инновации
Организация
и нормирование труда
Нормативные документы
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», председатель редакционного совета,
доктор экономических наук, профессор
Т.В. Андранович – заместитель начальника
Департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
И.С. Беседин – эксперт, кандидат технических
наук
Л.И. Васина – проректор Московского
государственного университета путей сообщения
по связям с производством
И.А. Костенец – начальник Департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
С.Н. Пегов – заместитель начальника
Департамента управления делами ОАО «РЖД»
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ: OOO KФЦ «Актион»
ИЗДАТЕЛЬСТВО: ЗАО «МЦФЭР»
129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Брыкова Е.В. – выпускающий редактор
Першина Н.Е. – компьютерная верстка
Калганова Н.Н. – секретарь редакции
Электронная версия журнала: e.e-zd.ru
Адрес редакции
127015, г. Москва, Новодмитровская ул., д. 5а, стр. 8
Тел.: 8 (495) 937-90-82, доб. 23-23
Для писем: 127015, г. Москва, а/я 100, «Актион»
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Захарова М.Э. – руководитель,
mzaharova@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 660-17-18, 937-90-83
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-82, доб. 25-72
СЛУЖБА КЛИЕНТСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тел.: 8 (495) 937-90-82, sd@mcfr.ru
Претензии по доставке
направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
sd@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
МАП – 99739, 16686;
АРЗИ – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 21.04.2016. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Зак. № 21166. Дата выхода в свет 12.05.2016.
Цена свободная. 12+
Отпечатано в ООО ПО «Периодика»
105082, г. Москва, Спартаковская площадь, д. 14, стр. 3.
Тел.: 8 (499) 267-44-57
© «Актион»-МЦФЭР, 2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
АНАЛИТИКА
Мировой опыт организации и финансирования пригородных
железнодорожных пассажирских перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ПЕХТЕРЕВ Ф.С.
Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД»
до 2020 и 2025 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Совершенствование технологии перевозочного процесса включает
внедрение единого сетевого технологического процесса, повышение
доли отправительской и технической маршрутизации, оптимальное
перераспределение грузо- и пассажиропотоков, развитие системы
тактового движения пригородных и скоростных поездов в крупных
агломерациях
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ЛАПИДУС Б.М., МАЧЕРЕТ Д.А.
Научное обоснование оценки уровня развития железнодорожных
систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Предложенный индикатор – Интегральный индекс развития
железнодорожного транспорта – и методология его определения
позволяют оценить уровень развития железных дорог
3
Стр.5
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ПОДСОРИН В.А., ЗАВЬЯЛОВА Н.Ф.
Крупномасштабные проекты развития транспортной
инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Развитие железнодорожного транспорта в России на основе внедрения
инновационных проектов способствует улучшению экономических
показателей как транспортных компаний, так и компаний
потребителей их услуг
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЕЛИСЕЕВ С.Ю., КУЛИЕВА Е.С.
Процессный подход к повышению эффективности системы
обслуживания грузовладельцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами
и стремительный рост количества собственников грузовых вагонов
привели к переходу от управления по принципу «единым парком»
к самостоятельному построению логистических цепочек частными
компаниями – операторами
АЛФЕРОВА А.А.
Потребительское поведение на рынке грузовых перевозок . . . . . .37
В условиях макроэкономической нестабильности работа транспортной
компании, обслуживающей грузообразующие и грузопотребляющие
отрасли экономики должна быть направлена на предоставление услуг
наивысшего качества при минимальной цене
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
АКСЕНОВ Б.А.
Концепция системы внутреннего контроля корпорации . . . . . . . . . .43
Обособление бухгалтерии позволяет повысить качество отчетности
на основе внедрения единых учетных стандартов, обеспечения
прозрачности и достоверности отчетности, сокращения сроков
подготовки отчетности, что важно для получения высоких
инвестиционных рейтингов и низких кредитных позиций
4
Экономика железных дорог № 5 • 2016
Стр.6
ТАМБОВЦЕВА А.Р.
ВСМ: перспективы налоговых льгот, стимулирующих развитие
инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
С целью стимулирования организаций, реализующих проекты по
созданию и развитию высокоскоростного железнодорожного движения,
государство решило снизить для них налоговую нагрузку
ВОВК А.А., ВОВК Ю.А., ЧУПРИКОВА З.В.
Финансовый учет законченных инвестиций и их источников . . . 56
Затраты финансов на строительные работы в соответствии
с проектно-сметной документацией после ввода созданных объектов
в эксплуатацию характеризуют размер законченных инвестиций
в форме капитальных вложений
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
СОЛОВЬЕВ В.В.
Значение концепции «400 дней» для отраслевого сметного
нормирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Формирование ценовых норм под единым контролем обеспечит
их сопоставимость в разных видах строительства; при этом
единственной формой реализации проекта разработки либо
модернизации нормативно-методических документов становится
госконтракт
ИННОВАЦИИ
МАКЕЕВА Е.З., КАЛАЧЕВ М.А.
Анализ элементов инфраструктурного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Орга низационная модель инфраструктурного проекта в области
железнодорожного транспорта является сложной системой договорных
отношений, контрольных процедур, контрактных обязательств,
распределения рисков финансирования на всех этапах жизненного цикла
инвестиционного проекта
5
Стр.7
ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
ВЯТКИН А.А., АЗИЗОВ Н.А., СИНИЦЫН Р.В., ШАНЧЕНКО П.А.,
ХРАМЧЕНКОВА Н.В.
Оценка производительности труда работников Центральной
дирекции пассажирских обустройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Расчет производительности труда по условно-натуральному методу
обеспечивает более полный учет всех видов работ, выполняемых
структурными подразделениями, что в свою очередь позволяет
повысить эффективность управления производственным персоналом
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие
официальные документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Нормативные и другие официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.10.2015 № 2572р
Об утверждении регламента оформления перевозочных документов
с применением электронной подписи при перевозках в смешанном
железнодорожно-водном сообщении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Распоряжение ОАО «РЖД» от 18.01.2016 № 65р
Об утверждении положения о рекламно-информационной
деятельности на объектах ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.01.2016 № 79р
Об утверждении регламента формирования, реализации и контроля
исполнения плана научно-технического развития ОАО «РЖД» . . . . . . . .131
6
Экономика железных дорог № 5 • 2016
Стр.8