Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Избранное (350,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов Олег Владимирович
АвторыХрамова Инна Михайловна, Сыров Валерий Николаевич, Евдокимова Алла Алексеевна, Приданова Елена Владимировна, Министерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц272
ID622389
АннотацияВ сборник вошли статьи и исследования разных лет О.В. Соколова (1929-2012) - одного из ведущих музыковедов Нижегородской консерватории, посвященные широкому спектру проблем музыкального искусства.
Кому рекомендованоДля музыкантов-профессионалов и широкого круга просвещенных любителей музыки
УДК78
ББК85.2
Соколов, О. В. Избранное : [сборник статей] / ред.: В. Н. Сыров [и др.]; И. М. Храмова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки; О. В. Соколов .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2013 .— 272 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622389 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАХ И ЖАНРАХ О принципах структурного мышления в музыке . <...> ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ О музыкальных формах в литературе (к проблеме соотношения видов искусства) . <...> О М У З Ы К А Л Ь Н Ы Х Ф О Р М А Х И Ж А Н Р А Х О принципах структурного мышления в музыке Формообразование как система общих закономерностей музыкального мышления все еще мало изучено в нашем музыковедении. <...> Последние как раз и отличаются определенным уровнем структурного мышления, то есть степенью организованности связей элементов во времени. <...> В структурном художественном мышлении всегда взаимодействуют между собой две стороны: специфическая и общелогическая. <...> В поэзии это — рондо, триолет, сонет; в музыке — тоже рондо, а также фуга, трехчастная, сонатная и другие формы, хорошо известные всем музыкантам2 . <...> Важнейшее значение при этом имеет создание инерции восприятия, позволяющей слушателю предвидеть ход дальнейшего развертывания формы-процесса: так как в музыке, а очень часто и в поэзии, в качестве основы такого предвидения не выступает логика конкретных жизненных событий, она закономерно восполняется логикой типовых художественных форм. <...> Задача данной статьи привлечь внимание к первой из этих групп как основополагающей в музыкальном формообразовании, а также осветить некоторые аспекты соотношения тех и других принципов и диалектики их взаимных переходов. <...> Общелогические принципы структурного мышления бесконечно многообразны: среди них есть простые и сложные, основные и производные; наиболее общие, без которых не обходится ни одна художественная структура, и обладающие более конкретным «радиусом действия»; известные с древних времен народному искусству и появившиеся на гораздо более поздних стадиях развития профессионального творчества. <...> В книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев указывает близкую пару принципов — тождество и контраст, которые он трактует очень широко, понимая под тождеством и повторность <...>
Избранное.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.268
Стр.269
Стр.270
Стр.271
Стр.272
Избранное.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки О. В. Соколов ИЗБРАННОЕ Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2013
Стр.1
УДК 78 ББК 85.2 С59 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Составитель И. М. Храмова Редакторы В. Н. Сыров, А. А. Евдокимова, Е. В. Приданова С59 Соколов О. Â. Избранное : cборник статей / сост. И. М. Храмова; ред. В. Н. Сыров, А. А. Евдокимова, Е. В. Приданова. — Н. Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. — 272 с. В представляемый сборник вошли статьи и исследования разных лет, посвященные широкому спектру проблем музыкального искусства. Олега Владимировича Соколова (1929–2012) — одного из ведущих музыковедов Нижегородской консерватории — всегда интересовали вопросы музыкальных форм и жанров, эстетики, соприкосновения разных видов искусств. Все они отражались в читаемых курсах истории музыки и анализа музыкальных произведений, в лекторской работе в филармонии. Как и опубликованные им книги — «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры» (1994), «Статьи о русской музыке» (2004), «Из Болдинских чтений» (2007), — избранные статьи легко читаются. Они предназначены и музыкантам-профессионалам, и широкому кругу просвещенных любителей музыки. УДК 78 ББК 85.2 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2013 © Соколов О. В., 2013 © Храмова И. М., составление, 2013
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е Предисловие ..................................................................................4 I. О МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАХ И ЖАНРАХ О принципах структурного мышления в музыке .......................5 Некоторые основы формообразования ........................................35 Об индивидуальном претворении сонатности ............................ 64 Сонатность в произведениях Метнера .......................................101 Этюд о сонатно-рондальной форме ......................................... 135 Форма — красота и творческая перспектива .......................... 143 Свободные рондообразные формы Шостаковича ......................151 Сонатно-симфонический цикл как единая форма ..................... 172 Романтическая жанровая триада (увертюра — поэма — фантазия) в творчестве Милия Балакирева ............. 189 II. ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ О музыкальных формах в литературе (к проблеме соотношения видов искусства) ............................. 200 Об эстетических принципах программной музыки в свете теории Б. Асафьева ...................227 К проблеме традиций и новаторства в профессиональной музыке ..............242 Романтическое в инструментальной драматургии Моцарта и Прокофьева ......249 Одна из русских интерпретаций моцартовской темы ..............263 ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ.........................................................................................268
Стр.3
О. В. Соколов. Избранное Предисловие В настоящий сборник вошли работы разных лет и разных жанров. Большей частью работы эти еще не были опубликованы. В данном издании они сгруппированы в два раздела, первый из них посвящен проблемам музыкальных жанров и форм, а второй — вопросам музыкальной эстетики. Оба раздела в равной степени очерчивают круг интересов Олега Владимировича Соколова, топографию маршрутов его научной мысли. Предлагаемый материал еще раз убеждает нас в своей фундаментальности, научной глубине и аналитическом артистизме. Открывается сборник материалами, посвященными общим принципам формообразования в музыке, вслед за ними следует серия аналитических эссе, посвященных отдельным композиторам — Глинке, Балакиреву, Римскому-Корсакову, Метнеру, Шостаковичу. Это любимые композиторы Олега Владимировича, и к музыке их он постоянно возвращался на протяжении всей своей жизни. Во втором разделе сохранен тот же принцип: вначале рассматриваются более общие аспекты музыкальной эстетики (преломление музыкальных форм в литературе, эстетические принципы программной музыки, проблема традиции и новаторства в инструментальной музыке), а затем следуют краткие статьи о романтическом в инструментальной драматургии Моцарта и Прокофьева и об интерпретации моцартовской темы в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Содержательность анализа, безукоризненный слог, богатство литературных и художественных параллелей и ассоциаций, личностная интонация, которая превращает обыкновенный аналитический разбор в живой диалог, возникающий сию минуту, как бы на наших глазах — все это будет в полной мере оценено читателем, независимо от того, профессионал он или музыкант-любитель. В. Сыров 4
Стр.4
ЛИТЕРАТУРА 1. Акопян Л. Предисловие // Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб., 2004 2. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995 3. Альшванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом // Избранные сочинения. Т. 1. М., 1964 4. Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. М., 1979 5. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974 6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971 7. Асафьев Б. Симфонические поэмы П. И. Чайковского // О симфонической камерной музыке. Л., 1981 8. Балакирев М. Переписка с А. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым. М., 1956 9. Балакирев М., Стасов В. Переписка. Т. 1. М., 1970 10. Барсова И. Между «социальным заказом» и музыкой больших страстей // Д. Шостакович. К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996 11. Барсова И. Симфонии Густава Малера. Изд. 2. СПб., 2010 12. Бахтин М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 13. Белинский В. О русской повести и повестях Г. Гоголя // Сочинения В. Г. Белинского в четырех томах. Т. 1. СПб., 1896 14. Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971 15. Бобровский В. О драматургии симфонических сочинений // Советская музыка. 1972. №1 16. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970 17. Бобровский В. Роль симметрии в процессе формообразования Шостаковича / Статьи и исследования. М., 1990 18. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978 19. Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений. Т. 1-2. М., 2003 20. Бонфельд М. Введение в музыкознание. М., 2001 21. Виеру Н. «Мейстерзингеры» и оперная реформа Вагнера // Советская музыка. 1958. №2 22. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968 23. Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М., 1910 24. Грехнев В. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород, 1994 25. Григорьева Г. Рондо в музыке ХХ века. М., 1995 268
Стр.268
26. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964 27. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972 28. Каган М. Человеческая деятельность. М., 1974 29. Каратыгин В. Избранные статьи. М.-Л., 1965 30. Кац Б. Об аналогах сонатной формы в лирике Пушкина // Музыкальная академия. 1995. №1 31. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л., 1982 32. Конен В. Ассоциативное и специфическое // Советская музыка. 1966. №12 33. Конен В. История, освещенная современностью // Этюды о зарубежной музыке. М., 1968 34. Конен В. Театр и симфония. М., 1968 35. Кравец Н. Новый взгляд на 10 симфонию Д. Шостаковича // Д. Шостакович. К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996 36. Крауклис Г. Методические вопросы исследования программной музыки. М., 1982 37. Ларош Г. Избранные статьи. Вып. 5. Л., 1978 38. Лобанова Л. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М., 1990 39. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. М., 1972 40. Луначарский А. В мире музыки. М., 1958 41. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1991 42. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967 43. Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1968 44. Мазель Л. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена // Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. М., 1960 45. Мазель Л. О типах творческого замысла // Советская музыка. 1976. №5 46. Мазель Л. О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Шостаковича // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. М., 1963 47. Мазель Л. О чертах сонатной формы в сочинениях А. Пушкина // Музыкальная академия. 1999. №2 48. Мазель Л. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель. М., 1960 49. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1960 50. Мазель Л. Эстетика и анализ // Советская музыка. 1966. №11 51. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1983 52. Манн Т. Смерть в Венеции // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. М., 1960 53. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1975 54. Михайлов М. О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. М., 1963 269
Стр.269
55. Музыкальная форма. Под редакцией Ю. Тюлина. М., 1965 56. Музыкальные жанры. Под редакцией Т. Поповой. М., 1968 57. Мусоргский М. Избранные письма. М., 1953 58. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988 59. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982 60. Нестьев И. «Исламей» Балакирева // Советская музыка. 1938. №3 61. Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.-Л., 1966 62. Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским. Т. 1. СПб. – М., — Рига, — Лейпциг, 1903 63. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973 64. Римский-Корсаков А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980 65. Ройтерштейн М. О единстве сонатно-циклической формы у П. Чайковского // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. М., 1967 66. Ройтерштейн М. Тип изложения и структура // Советская музыка. 1966. №1 67. Сабинина М. Шостакович-симфонист. Л., 1976 68. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925 69. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., 1958 70. Соколов О. Из Болдинских чтений. Н. Новгород, 2007 71. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994 72. Соколов О. Статьи о русской музыке. Н. Новгород, 2004 73. Способин И. Музыкальная форма. М., 1962 74. Сохор А. Эстетическая природа жанров в музыке. М., 1968 75. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971 76. Тюлин Ю. О программности в произведениях Ф. Шопена. М., 1968 77. Тюлин Ю. Произведения П. Чайковского (структурный анализ). М., 1973 78. Фейнберг Е. Искусство и познание // Вопросы философии. 1976. №7 79. Фейнберг Е. Музыкальная структура стихотворения А. Пушкина «К вельможе» // Поэзия и музыка. М., 1973 80. Фортунатов Н. Музыкальность чеховской прозы // Филологические науки. 1971 81. Фортунатов Н. Пути исканий. М., 1974 82. Фрид Э. Симфоническое творчество // М. Балакирев. Исследования и статьи. Л., 1972 83. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины ХХ века. М., 1971 84. Холопова В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964 270
Стр.270
85. Холопова В. О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского // Музыка и современность. Вып.4. М., 1966 86. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб., 1999 87. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982 88. Холопов Ю. Принципы классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971 89. Холопов Ю. Формы классического типа в музыке Шостаковича // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970 90. Хохлов Ю. О программной музыке. М., 1963 91. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. Ч. 1. М., 1988 92. Цуккерман В. Динамические процессы в музыкальной форме / Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970 93. Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1957 94. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Т. VII. М., 1902 95. Чайковский П., Танеев С. Письма. М., 1954 96. Чехов А. Собрание сочинений в 8 Томах. Т. 6. М., 1970 97. Чигарева Е. «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова: диалог эпох и стилей // Статьи кафедры истории музыки МГК. М., 2000 98. Ширинский В. Предисловие к изданию квартетов Д. Шостаковича. Т.1. М., 1964 99. Шнитке А. Слово о С. Прокофьеве // Советская музыка. 1990. №11 100. Эткинд Е. От словесной имитации к симфонизму // Поэзия и музыка. М., 1973 101. Якубов М. Форма рондо в сочинениях современных композиторов. М., 1967
Стр.271
Научное издание СОКОЛОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИч ИЗБРАННОЕ Сборник статей Составитель И. М. Храмова Редакторы В. Н. Сыров, А. А. Евдокимова, Е. В. Приданова Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка М. С. Тихонов Дизайн обложки Е. Н. Соловьев, М. С. Тихонов Компьютерный набор нот П. М. Качалов Подписано в печать 26.07.2013. Формат 60×841 Усл. печ. л. 15,81. Тираж 200 экз. Заказ №601 /16 . ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки» 603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru
Стр.272