Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи (333,00 руб.)

0   0
Первый авторСвешников А. В.
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц352
ID621651
АннотацияВ книге рассмотрены проблемы композиционного мышления, его зависимость от социальных процессов и индивидуально-психологических особенностей личности, связь с художественным воображением и фантазией, коммуникативная сущность изобразительного творчества, обусловливающая организацию композиции живописного произведения. Проанализирована психологическая основа построения целостной формы. Показано, что результатом такого мышления является художественное миропонимание и ми- роощущение, — представление не об отдельных фактах, а о мире в целом, об образе Мира.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на искусствоведов, студентов высших учебных заведений и широкий круг специалистов интересующихся психологией искусства и теорией композиции.
ISBN978-5-87149-130-0
УДК75.01
ББК85.14
Свешников, А.В. Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи / А.В. Свешников .— Москва : ВГИК, 2012 .— 352 с. : ил. — Библиогр.: с. 329-351 .— ISBN 978-5-87149-130-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/621651 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге рассмотрены проблемы композиционного мышления, его зависимость от социальных процессов и индивидуальнопсихологических особенностей личности, связь с художественным воображением и фантазией, коммуникативная сущность изобразительного творчества, обусловливающая организацию композиции живописного произведения. <...> Композиционные средства и смысловые элементы картины . <...> Конструктивная структура художественно-композиционного диалога и ее инвариантных фрагментов . <...> Композиционное мышление как особый вид художественного мышления . <...> Отношение континуально-ассоциативного и дискретнооперационального уровней мышления . <...> Внутренний композиционный образ в структуре продуктивного мышления личности . <...> Фантазийные конструкты и их проявление в структуре живописного произведения . <...> Проявление инвариантного паттерна-конструкта в композиционной структуре художественного произведения. <...> Отражение мыслительного алгоритма в структуре художественного произведения. <...> Дистотивность и проективность в композиционном мышлении . <...> В работе описано, как художественно-композиционное мышление координируется двумя тесно взаимосвязанными процессами: построением и структурированием пространства мыслительного поля и организацией мыслительного маршрута в этом поле. <...> Сравнительный обзор становления композиционных категорий призван показать относительность большинства законов композиции, их зависимость от мировоззрения и вкусов, господствующих в отдельные исторические периоды, показать, каким образом композиционные построения в живописи подчинены художественной модели мира принятой обществом в данный момент. <...> Третья глава посвящена особенностям организации пространства композиционного мыслительного поля и алгоритма его изменения под воздействием новой информации. <...> Проблема закономерного возникновения фантазийных конструктов — тема четвертой главы. <...> Проанализировано, как проявляются фантазийные <...>
«Алгоритмы_композиционного_мышления_в_станковой_живописи».pdf
УДК 75.01 ББК 85.14 С245 Рецензенты: М.Ф. Киселёв; доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАХ В.В. Бабияк, доктор искусствоведения, профессор Свешников А.В. С245 Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи. — М.: ВГИК, 2012. —352 с.: ил. В книге рассмотрены проблемы композиционного мышления, его зависимость от социальных процессов и индивидуальнопсихологических особенностей личности, связь с художественным воображением и фантазией, коммуникативная сущность изобразительного творчества, обусловливающая организацию композиции живописного произведения. Проанализирована психологическая основа построения целостной формы. Показано, что результатом такого мышления является художественное миропонимание и мироощущение, — представление не об отдельных фактах, а о мире в целом, об образе Мира. Книга рассчитана на искусствоведов, студентов высших учебных заведений и широкий круг специалистов интересующихся психологией искусства и теорией композиции. Иллюстративный материал использован в учебных целях. УДК 75.01 ББК 85.14 © Свешников А.В. © Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова , 2012 ISBN 978-5-87149-130-0
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................... ... 5 Глава 1. Исторический обзор становления основных композиционных категорий ............................................... 9 § 1. Особенности композиционных представлений Средневековья ...................................15 § 2. Становление композиционной теории ...........................32 Глава 2. Особенности художественно-композиционной формы ..........64 § 1. Композиционная форма как художественный диалог ...........64 § 2. Композиционные средства и смысловые элементы картины ...75 § 3. Художественные средства как символы чувств ..................83 § 4. Психологическая природа «паттернов» ..........................85 § 5. Инвариантность первичного композиционного элемента ......90 § 6. «Маршруты» построения и восприятия композиции ............95 § 7. Конструктивная структура художественно-композиционного диалога и ее инвариантных фрагментов ....................... 102 Глава 3. Композиционное мышление как особый вид художественного мышления ........................................... 117 § 1. Композиционное мышление и психологические категории ... 117 §2. Логически осознанное и интуитивно-бессознательное — две стороны композиционного мышления ..................... 119 § 3. Отношение континуально-ассоциативного и дискретнооперационального уровней мышления ........................ 134 § 4. Продуктивный (предметно-направленный) характер личностного мыслительного уровня ........................... 148 § 5. Внутренний композиционный образ в структуре продуктивного мышления личности ........................... 155 § 6. Форма организации личностного композиционного образа . . 159 § 7. Форма организации композиционного мышления ............ 170 § 8. Неконструктивная организация мыслительного поля ........ 181 3
Стр.3
Глава 4. Фантазийные конструкты и их проявление в структуре живописного произведения ............................................. 185 § 1. Возникновение фантастических образов как непременное условие организации целостности ............................. 185 § 2. Проявление инвариантного паттерна-конструкта в композиционной структуре художественного произведения. Композит ........................................................ 196 §3. Отражение мыслительного алгоритма в структуре художественного произведения. Гештальт .................... 208 § 4. Особенности текста живописного реалистического произведения. Подобие и образ ................................ 223 § 5. Особенности текста живописного произведения. Символ и аллегория ............................................ 237 § 6. Открытие нового образа ....................................... 256 Глава 5. Индивидуально-психологические особенности художественно-композиционного мышления .......................... 272 § 1. Терминальная и инструментальная ориентация — два основных фактора, определяющих мотивы и структуру композиционного мышления .................................. 272 § 2. Дистотивность и проективность в композиционном мышлении ...................................................... 275 § 3. Дробность и стереотипия композиционного мышления ...... 283 § 4. Индивидуально-психологические группы композиционного мышления .................................. 286 § 5. Уровни композиционного мышления и индивидуальнопсихологические группы ....................................... 292 § 6. Личностные особенности композиционного мышления ...... 296 Заключение ............................................................ 306 Примечания ............................................................ 310 Список литературы .................................................... 329
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.