Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 3 2017

Историчность и событийность божественного бытия: гегелевский проект в современной теологии (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКоначева Светлана Александровна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID617641
АннотацияВ статье рассматривается применение категорий историчности и событийности к описанию внутрибожественной жизни в современной религиозно-философской мысли. Автор анализирует влияние категорий философии истории Г.В.Ф. Гегеля и герменевтики позднего М. Хайдеггера на попытки современных теологов преодолеть дистанцию между внутренней имманентностью Бога и Его событийным присутствием внутри истории. Исследует ключевые онтологические понятия постметафизической теологии Эберхарда Юнгеля: божественное бытие в становлении; присутствие, осмысляемое как отсутствие; самотождественность, обретаемая в самоотдаче. В первой части статьи рассматриваются ранние работы Юнгеля, где божественное бытие pro se мыслится тождественным с Его бытием pro nobis. Основное внимание сосредоточено на категории становления, интерпретированной как онтологическое место божественного бытия. Специфика онтологических построений Юнгеля определяется через их фундирование в христологии, в рамках которой отождествление Бога с Иисусом раскрывается как продолжающееся событие. Во второй части на примере поздних работ Юнгеля анализируется концепция божественной сущности, полностью соответствующая божественному самоотречению. Автор акцентирует внимание на том, что Юнгель разрабатывает концепцию позитивности быстротечного; это позволяет не допустить разрыва между понятием божественного бытия и событием божественного самоопределения на кресте. Описание божественного бытия через обращение к понятиям «ничто», «преходящее», «смерть» помогает Юнгелю преодолеть метафизику присутствия. Божественное бытие как событие раскрывается только в такой диалектической трансцендентности, которая в строгом понимании должна мыслиться и как имманентность. Тезис автора статьи состоит в том, что гегелевский проект в современной теологии представляет собой уникальный синтез онтологии и христологии, где бытие Бога понимается как событие Его прихода к самому себе.
Коначева, С.А. Историчность и событийность божественного бытия: гегелевский проект в современной теологии / С.А. Коначева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 3 .— С. 49-58 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.49 .— URL: https://rucont.ru/efd/617641 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 130.2:791.43 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.40 ЗЯБЛИКОВ Алексей Вячеславович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. <...> Автор 160 научных публикаций* АГИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОМ КИНО 1930−1950-х годов В данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. <...> Одним из главных пунктов кинопропаганды являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. <...> Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. <...> Ключевые слова: советское кино 1930–1950-х годов, тоталитарное кино, кинопропаганда, агиография, агиографические мотивы в кино. <...> Агиографические мотивы в советском кино 1930−1950-х годов // Вестн. <...> Агиографические мотивы в советском кино 1930–1950-х годов формирования общественного сознания. <...> Сталинский гиперпроект, собственно, мог состояться только на этом коротком по меркам истории отрезке, где в одной точке – кинематограф и патефон, а в другой – телевидение и Глобальная сеть. <...> В данной статье автор впервые обращает внимание на внутреннее родство тоталитарного кино и агиографической традиции. <...> Предметом исследования являются кинофильмы сталинской эпохи, представленные творчеством таких режиссеров, как Ф. <...> Цель исследования состоит в выявлении формальных и содержательных связей между языком советской кинопропаганды и русской житийной традицией. <...> В фильме почти нет типичной для кино той поры трескучей митинговой риторики и, напротив, много неторопливых диалогов-размышлений о страхе и его преодолении, о смерти и жизни. <...> Кинокритики даже выговаривали создателям фильма за монотонное «бытовое бормотание», которым якобы увлечены <...>