ИСТОРИЯ УДК 94(100)+327.7 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.5 ЛЕСКИНА Наталья Владимировна, аспирант кафедры теории и истории международных отношений института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. <...> Ельцина (г. Екатеринбург)* ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕГО ИЗМЕРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В современном мире все возрастающее значение приобретают международные образовательные программы сотрудничества, которые служат целям привлечения талантливых иностранных студентов и одновременно являются инструментом публичной дипломатии. <...> Внешнее измерение европейского высшего образования включает как программы сотрудничества Европейского союза в сфере высшего образования с третьими странами и регионами, так и межправительственный Болонский процесс (к 2010 году его цель заключалась в создании Европейского пространства высшего образования). <...> В статье показана динамика внешнего измерения в политическом и социально-экономическом контекстах. <...> Маастрихтский договор 1992 года стал основой для развития сотрудничества Европейского союза в сфере высшего образования, он включал обязательства стран-участниц содействовать развитию сотрудничества в сфере образования с третьими странами и международными организациями. <...> Первые программы были составной частью более широких, способствовавших реформированию стран, граничащих с Европейским союзом. <...> Действие программ помощи («Alfa», «Edu-link»), в задачи которых входили борьба с бедностью и предоставление доступа к образованию наименее защищенным группам населения, распространялось на страны Африки, Азии и Латинской Америки. <...> Появились проекты, направленные на создание общих образовательных пространств в других регионах мира, использующих опыт Болонского процесса. <...> Инструменты сотрудничества Европейского союза с внешним миром, таким образом, претерпевают значительные изменения и ведут к постепенному утверждению <...>