Н.М.Карамзин
Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии 5 декабря
1818 года
Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах.М.; Л., 1964.
Милостивые государи!
Первым словам моим должна быть благодарность за честь, которой вы меня удостоили: честь
делить с вами труды полезные, в то время когда великий монарх новыми щедротами, излиянными на
Академию, даровал ей новые средства действовать с успехом для образования языка, для ободрения
талантов, для славы отечества. Цель важная и достойная ревности знаменитого общества, основанного
Екатериною Второю, утвержденного Александром Первым! Не здесь нужно доказывать пользу сих
благородных упражнений разума. Вы знаете, милостивые государи, что язык и словесность суть не только
способы, но и главные способы народного просвещения; что богатство языка есть богатство мыслей; что
он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на
коих основываются самые глубокомысленные науки; что сии науки занимают только особенный, весьма
немногочисленный класс людей; а словесность бывает достоянием всякого, кто имеет душу; что успехи
наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности
свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувствительность к
изящному.
Академия российская ознаменовала самое начало бытия своего творением, важнейшим для языка,
необходимым для авторов, необходимым для всякого, кто желает предлагать мысли с ясностию, кто
желает понимать себя и других. Полный словарь, изданный Академиею, принадлежит к числу тех
феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев: наша, без сомнения, счастливая судьба во
всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями. Италия,
Франция, Англия, Германия славились уже многими великими писателями, еще не имея Словаря: мы
имели церковные, духовные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного истинно
классического (Ломоносова), и представили систему языка, которая может равняться с знаменитыми
творениями Академии флорентийской и парижской. Екатерина Великая... Кто из нас и в самый цветущий
век Александра I может произносить имя ее без глубокого чувства любви и благодарности?.. Екатерина,
любя славу России, как собственную, и славу побед и мирную славу разума, приняла сей счастливый плод
трудов Академии с тем лестным благоволением, коим она умела награждать все достохвальное и которое
осталось для вас, милостивые государи, незабвенным, драгоценнейшим воспоминанием.
Утвердив значение слов, избавив писателей от многотрудных изысканий, недоумений, ошибок,
Академия предложила и систему правил для составления речи: творение не первое в сем роде: ибо
Ломоносов, дав нам образцы вдохновенной поэзии и сильного красноречия, дал и грамматику; но
академическая решит более вопросов, содержит в себе более основательных замечаний, которые служат
руководством для писателей.
Не имев участия в сих трудах, я только пользовался ими: следственно, могу хвалить их без
нарушения скромности и с чувством внутреннего удостоверения.
Но деятельность Академии при новых лестных знаках монаршего к ней внимания не должна ли,
если можно, удвоиться? Изданием Словаря и Грамматики заслужив нашу благодарность, Академия
заслужит, конечно, и благодарность потомства ревностным, неутомимым исправлением сих двух главных
для языка книг, всегда богатых, так сказать, белыми листами для дополнения, для перемен, необходимых
по естественному, беспрестанному движению живого слова к дальнейшему совершенству: движению,
которое пресекается только в языке мертвом. Сколько еще трудов ожидает вас, милостивые государи!
Выгодою или пользою всякого общества бывает свободное взаимное сообщение мыслей, наблюдений,
суд, возражения, утверждающие истину. Здесь нет личности, нет самолюбия: честь и слава принадлежат
всей Академии, не лицам особенным. Главным делом вашим было и будет систематическое образование
языка: непосредственное же его обогащение зависит от успехов общежития и словесности, от дарования
писателей, а дарования - единственно от судьбы и природы. Слова не изобретаются академиями: они
рождаются вместе с мыслями или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое
вдохновение. Сии новые, мыслию одушевленные слова входят в язык самовластно, украшают, обогащают
Стр.1