ПО ВОЛНАМ ИНТЕРНЕТА Важна и психологическая сторона вопроса: успех в этом деле – еще один повод гордиться страной, а неуспех – повод для критики руководства. <...> Удачи здесь сродни успехам космической программы, проведению олимпиад или победам российских спортсменов. <...> Когда речь идет о продвижении и совершенствовании внутрироссийского рейтинга, это в целом полезно для рынка образовательных услуг и оценки качества работы конкретного вуза. <...> Но разумна ли цель ввести несколько вузов (речь шла как минимум о пяти) в первые сотни международных рейтингов к 2020 году? <...> Погоня за высокими местами в британских рейтингах (QS, в меньшей степени THE) и в шанхайском (ARWU) подразумевает шаги, вопервых, для нас довольно неестественные, во-вторых, не особо нужные. <...> Дело в том, что наше болезненное самолюбие наделяет эти рейтинги смыслом, им изначально не присущим. <...> А значит, усилия и средства пойдут на строительство «потемкинских университетов», а не на решение настоящих проблем российских вузов. <...> В англоязычных странах рейтинг довольно заметно влияет на приток студентов и объем финансирования. <...> Высокие места отражают усилия руководства университетов по созданию имиджа вуза и улучшению качества образования – если, конечно, у университета для этого достаточно прав и возможностей. <...> Когда менее половины бюджета вуза составляют государственные гранты и он наполняется во многом за счет платного набора и частных спонсоров, рейтинг – это прежде всего рыночный и практический инструмент. <...> Российские же вузы напрямую не конкурируют с зарубежными ни в привлечении абитуриентов, ни в плане трудоустройства выпускников, поэтому повышение рейтинга в практическом плане ничего для них не изменит. <...> В США, Великобритании, Австралии система рейтингов существует на разных уровнях, от начальных школ до университетов, а в Британии даже на уровне университетских кафедр. <...> Для университетов в оценку входят удовлетворенность студентов, проходной <...>