№b
На правах рукописи
Боченкова Евгения Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ
СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА)
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар - 2000
2
Работа выполнена в Кубанской государственной академии физической культуры
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор
Горская Г.Б. <...> Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Золотарев А.П.
доктор педагогических наук, профессор
Малиночка Э.Г.
Ведущая организация: Российская государственная академия
физической культуры
Защита диссертации состоится «21» декабря 2000 года в 13
часов
на заседании диссертационного совета Д046.11.01. в Кубанской
государственной академии физической культуры по адресу:
350015, г.Краснодар, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии. <...> Боль
шинство студентов вузов, согласно данным А.В.Лотоненко, отрицательно относят
ся к идее заниматься физической культурой в свободное от учебы время. <...> Повидимому, традиционный путь применения физической культуры, направленный
на выполнение программных нормативов, не оказывает должного влияния на ин
теллектуальную и духовную сферу, не способствует формированию у студентов
потребностей в физическом развитии, хотя в юношеском возрасте физическое раз
витие достигает своего пика, и время обучения в вузе является наиболее перспек
тивным в плане становления личности. <...> Становится важна не*тЪ7Шс8"сама' физичесжаяд
и овладение способами самопознания и самосовершенствования личности средст
вами двигательной активности. <...> Совершенно оче
видно, что возникает интеграция психологических знаний и педагогической прак
тики (психологическая педагогика), в данном случае практики физического воспи
тания, что еще раз подчеркивает <...>
Формирование_позитивного_самоотношения_студентов_в_процессе_физического_воспитания_(на_примере_экономического_вуза).pdf
№b
На правах рукописи
Боченкова Евгения Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ
СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА)
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар - 2000
Стр.1
2
Работа выполнена в Кубанской государственной академии физической культуры
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор
Горская Г.Б.
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Погребной А.И.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Золотарев А.П.
доктор педагогических наук, профессор
Малиночка Э.Г.
Ведущая организация: Российская государственная академия
физической культуры
Защита диссертации состоится «21» декабря 2000 года в 13 часов
на заседании диссертационного совета Д046.11.01. в Кубанской
государственной академии физической культуры по адресу:
350015, г.Краснодар, ул. Буденного, 161.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан «
» ноября 2000 года% ^ >Ученый
секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор
/
sy /U У (у
' г по „
~.
ШестаковМ.М.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Современная социально-экономическая ситуация выдвинула в
. число актуальных проблему физического и психического здоровья российского населения.
Широко обсуждается вопрос об использовании потенциала физических
упражнений для развития и коррекции различных сторон психики детей и взрослых.
Данный подход основывается на факте взаимосвязи физического и психического
(Н.А.Бернштейн, И.М.Сеченов, П.Ф.Лесгафт). О его продуктивности говорит
совершенствующаяся в последнее время техника психотерапевтического и коррекционно-развивающего
воздействия, основанная на работе с двигательной сферой
человека (М.Фельденкрайз, М.И.Чистякова, АЛоуэн). Многие авторы, отмечая общеоздоровительный
и терапевтический эффект различных физических упражнений
и оздоровительных методик, подчеркивают их положительное влияние на психоэмоциональное
состояние занимающихся (В.Н.Никитин, М.Этевенон, Н.ВЛДзен,
Ю.В.Пахомов).
i
Несмотря на большие возможности, развивающий потенциал физических упх
^ ражнений не используется в полной мере вследствие недостаточной вовлеченности
.v ^ в занятия физической культурой как школьников, так и студентов. Около 70-80%
выпускников школ заявляют о нежелании заниматься физической культурой в
дальнейшем (Н.И~Александрова, Т.Ф.Дубова, П.А.Жоров, Д.Р.Кадырбаева). Большинство
студентов вузов, согласно данным А.В.Лотоненко, отрицательно относятся
к идее заниматься физической культурой в свободное от учебы время. Повидимому,
традиционный путь применения физической культуры, направленный
на выполнение программных нормативов, не оказывает должного влияния на интеллектуальную
и духовную сферу, не способствует формированию у студентов
потребностей в физическом развитии, хотя в юношеском возрасте физическое развитие
достигает своего пика, и время обучения в вузе является наиболее перспективным
в плане становления личности. Поэтому в настоящий момент получает
развитие тенденция ориентации педагогической деятельности в вузе на реализацию
личностного интереса студентов к повышению уровня своего физического, интеллектуального
потенциала и духовной сферы средствами двигательной деятельнору*^\активность
во время занятий, но
сти. Становится важна не*тЪ7Шс8"сама' физичесжаяд
Стр.3