САМОУПРАВЛЕНИЕ В ДЕТСКОЙ И МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ С.В. <...> ОСЬКИНА [ 5 – 12 ] Методология воспитания 28 амоуправление как педагогический феномен рассматривалось в отечественной педагогической теории и практике с середины ХIX века. <...> К.Д. Ушинский задал обширное поле для развития идеи самоуправления в ученической и студенческой среде, обосновав мысль о воспитании свободной личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, что нашло отражение в работах учёных дореволюционного времени (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий и др.) <...> . Самоуправление как неотъемлемый признак детского коллектива стало основным положением в теории коллектива А.С. Макаренко. <...> Это положение в контексте теории воспитательных систем развивала Л.И. Новикова. <...> Гордина, В.М. Коротова, М.И. Рожкова и др. углубили знания о структуре, формах, содержании, педагогическом руководстве, принципах, функциях и задачах самоуправления. <...> Идея общественно-государственного управления образовательным учреждением с активным включением детей и молодежи приобрела актуальность в работах Д.В. Рогаткина, А.С. Прутченкова, А.Н. Тубельского и др. <...> В современной педагогической науке С нет однозначного понимания самоуправления. <...> Так, например, Н.Б. Крылова полагала, что понятие «самоуправление» характерно для государственных структур и неприВ о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 9 / 16 менимо в образовательной сфере, более корректно использовать понятие «самоорганизация» школьной жизни. <...> И Рожков понимает под процессом развития самоуправления последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в самоуправляемую. <...> Системообразующей в развитии самоуправления является цель деятельности, основанная на мотиве группового действия «Мы хотим». <...> Мотив группового действия рождается вследствие решения управленческих проблем, т.е. когда учащиеся ищут оптимальные <...>