Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Фитотерапия (290,00 руб.)

0   0
АвторыМанвелян Э. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц308
ID603377
АннотацияПособие содержит учебный материал для самостоятельной работы студентов и подготовки их к занятиям, а также контрольные вопросы, способствующие лучшему усвоению теоретических данных
Кому рекомендованоПредназначено для студентов специальности 33.05.01 – Фармация, а также других специальностей, где изучаются лекарственные растения и основы лекарствоведения, может быть использовано провизорами, врачами, учителями и преподавателями высших и средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений
УДК615.322
ББК53.52
Фитотерапия : учебное пособие. Специальность 33.05.01 – Фармация. Квалификация выпускника – специалист / Э. А. Манвелян .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 308 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603377 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предназначено для студентов специальности 33.05.01 – Фармация, а также других специальностей, где изучаются лекарственные растения и основы лекарствоведения; может быть использовано провизорами, врачами, учителями и преподавателями высших и средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений. <...> УДК 615.322 (075.8) ББК 53.52 я73 Автор-составитель д-р фармацевт. наук, профессор Э. А. Манвелян © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Фитотерапия – одна из дисциплин в цикле медицинских и фармацевтических наук – изучает применение лекарственных растений, лекарственного растительного сырья. <...> 5 ЧАСТЬ I ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В I части представлены группы лекарственных растений, содержащих биологически активные вещества – полисахариды, витамины, терпеноиды, алкалоиды, сердечные гликозиды, сапонины, фенологликозиды, кумарины, хромоны и т. д. <...> ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ Лекарственные растения были известны человеку еще в глубокой древности. <...> Картофель, рис, пшеница, кукуруза, одуванчик, девясил, лен, алтей лекарственный и армянский, мать-имачеха, подорожник большой и блошный, липа, виды астрагала, абрикос, ламинария сахаристая, пальчатая и японская, хлопчатник. <...> Слизь приготовляют следующим образом: одну столовую ложку цельного льняного семени взбалтывают в горячей воде (два стакана) в течение 10–15 минут в толстостенной бутыли, после чего процеживают через марлю. <...> Повторную заготовку сырья следует проводить через 3–4 года. <...> Лекарственное сырье состоит из цельных и частично изломанных листьев. <...> Настой и отвар растения назначают при колите и энтероколите, анацидных гастритах по 1 столовой ложке 3–4 раза в день. <...> Настойка подорожника также применяется при анацидных гастритах по 1 чайной ложке 3 раза в день за 15–20 минут до еды. <...> Семена в порошке принимают натощак с теплым чаем или водой, с сахаром или сахарным сиропом или с медом при язве желудка <...>
Фитотерапия.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.307
Фитотерапия.pdf
УДК 615.322 (075.8) ББК 53.52 я73 Ф 64 Печатается по решению редакционно-издательского отдела Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р мед. наук, профессор Е. В. Щетинин (Ставропольский государственный медицинский университет), д-р мед. наук, профессор Э. В. Бейер (Ставропольский государственный медицинский университет) Ф 64 Фитотерапия: учебное пособие / авт.-сост. Э. А. Манвелян. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 308 с. Пособие содержит учебный материал для самостоятельной работы студентов и подготовки их к занятиям, а также контрольные вопросы, способствующие лучшему усвоению теоретических данных. Предназначено для студентов специальности 33.05.01 – Фармация, а также других специальностей, где изучаются лекарственные растения и основы лекарствоведения; может быть использовано провизорами, врачами, учителями и преподавателями высших и средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений. УДК 615.322 (075.8) ББК 53.52 я73 Автор-составитель д-р фармацевт. наук, профессор Э. А. Манвелян © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Фитотерапия – одна из дисциплин в цикле медицинских и фармацевтических наук – изучает применение лекарственных растений, лекарственного растительного сырья. Фитотерапевтические и фармакогностические знания составляют одну из основ подготовки выпускников университета по специальности 330501 – Фармация. Разработка специальной учебной литературы для студентов является неотъемлемой частью современной культуры обучения в высшей школе. Предлагаемый курс на современном научном уровне рассматривает применение лекарственных растений, в том числе и у разных народов; включает вопросы истории изучения и использования лекарственных растений; поиска, сбора и сушки растений; проблемы частной фитотерапии. Представленный учебный материал построен по системному принципу. В I части представлены группы лекарственных растений, содержащих биологически активные вещества – полисахариды, витамины, терпеноиды, алкалоиды, сердечные гликозиды, сапонины, фенологликозиды, кумарины, хромоны и т. д. В каждой группе дается перечень основных лекарственных растений, наиболее широко применяемых в практической и народной медицине. Описание каждого изучаемого объекта включает краткие сведения о морфологии, экологии, распространении, химическом составе, препаратах, используемых в России. Также к каждому разделу приеден перечень контрольных вопросов по всей группе основных лекарственных растений, содержащих биологически активные вещества, для самостоятельного изучения. Во II части пособия представлены сборы лекарственных растений и способы приготовления из них чаев, настоев, отваров; способы применения водных извлечений при различных заболеваниях. Такая структура курса обеспечивает более тесную связь и преемственность в преподавании биологических, химических и медицинских дисциплин. Предлагаемый курс призван воспитать у студентов бережное, рачительное отношение к природе и лекарственным ресурсам окружающей среды. 3
Стр.3
Содержание и структура курса соответствует требованиям ФГОС ВО. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК): - готовность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7); общепрофессиональных (ОПК): - готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); профессиональных (ПК): фармацевтическая деятельность: - способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-3); - способность к организации заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений (ПК-5); - готовность к обеспечению хранения лекарственных средств (ПК-6); - готовность к своевременному выявлению фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств (ПК-8); - способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физикохимических и иных методов (ПК-10); - способность к участию в экспертизах, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-11); - способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12); - способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата (ПК-13); 4
Стр.4
- готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-14); организационно-управленческая деятельность: - способность к организации заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений (ПК-17); научно-исследовательская деятельность: - способность к анализу и публичному представлению научной фармацевтической информации (ПК-21); По результатам изучения дисциплины специалист должен решать профессиональные задачи: в области производственной деятельности: – организация процесса изготовления фитотерапевтических лекарственных средств в условиях аптек в соответствии с утвержденными нормативными документами с одновременным обеспечением высокого уровня качества, включая санитарномикробиологические требования и необходимую упаковку, обеспечивающую удобство применения и необходимую стабильность; в области информационно-просветительской деятельности: – проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о безрецептурных фитотерапевтических лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище с условием соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность; – организация информационной работы среди врачей по новым фитотерапевтическим лекарственным препаратам и их характеристикам; – оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций, фармацевтических предприятий и организаций и населению по вопросам применения фитотерапевтических лекарственных средств. Предлагаемый курс может быть также рекомендован студентам медицинского, биологического и других факультетов, интересующимся проблемами лекарствоведения и лекарственных ресурсов страны, провизорам, врачам, преподавателям специальных учебных заведений. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ 3 6 6 23 31 42 49 76 99 109 121 138 145 167 169 173 181 182 185 192 199 206 217 225 231 250 254 255 298 301 ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ I. Лекарственные растения § 1. История изучения лекарственных растений § 2. Поиск, сбор, сушка лекарственных растений § 3. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды § 4. Лекарственные растения и сырье, содержащие витамины § 5. Лекарственные растения и сырье, содержащие терпеноиды (эфирные масла и горечи) § 6. Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды § 7. Лекарственные растения и сырье, содержащие сердечные гликозиды § 8. Лекарственные растения и сырье, содержащие сапонины § 9. Лекарственные растения и сырье, содержащие фенологликозиды и другие фенольные соединения § 10. Лекарственные растения и сырье, содержащие антраценпроизводные и их гликозиды § 11. Лекарственные растения и сырье, содержащие флавоноиды и их гликозиды § 12. Лекарственные растения и сырье, содержащие кумарины и хромоны § 13. Лекарственные растения и сырье, содержащие дубильные вещества § 14. Лекарственные растения и сырье, содержащие биологически активные вещества малоизученного состава ЧАСТЬ II. Лекарственные сборы § 1. Официнальные чаи § 2. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях сердечнососудистой системы § 3. Сборы, рекомендуемые при эндокринных и обменных заболеваниях § 4. Сборы, рекомендуемые при гинекологических заболеваниях § 5. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях кожи § 6. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях органов дыхания § 7. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях почек и мочевыводящих путей § 8. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях желудочнокишечного тракта § 9. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях нервной системы Заключение Тестовые задания Приложения Литература
Стр.307

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ