Руководитель должен понимать сущность организации, общие руководящие истины и значения переменных, которые отличают одну ситуацию от другой. <...> В пособии обобщены практические подходы к выделению параметров внутренней среды организаций, функций управления, принятия решений, коммуникационных процессов в управлении, групповой динамики и стиля руководства, власти и влияния руководителя, эффективности управления. <...> Цель освоения дисциплины заключается в формировании у студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика, следующих компетенций: ОК-7 – Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ОК-8 – Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; ОК-9 – Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ПК-4 – Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; 3 ПК-5 – Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы; ПК-13 – Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. <...> Сущность и значение менеджмента Цель занятия: усвоить сущность и предназначение науки управления, роль руководителя в процессе управления, методов и принципов менеджмента, усвоить содержание, роль и значение основных «школ» менеджмента и основоположников науки управления. <...> Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара): знать понятия «менеджмент», «управление», «менеджер», «руководитель», содержание, роль и значение основных «школ» в науке управления; теоретические <...>
Менеджмент.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕНЕДЖМЕНТ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 38.03.01 – Экономика
Профили подготовки: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Финансы и кредит», «Мировая экономика»,
«Налоги и налогообложение»
Бакалавриат
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 338.24 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
М 50
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р экон. наук, профессор С. Н. Калюгина,
д-р экон. наук, профессор Н. В. Лазарева
М 50 Менеджмент: практикум / авт.-сост.: Л. И. Горбенко,
О. А. Борис. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 132 с.
Пособие содержит практические задания, порядок и методические
рекомендации для выполнения практических работ, вопросы
для устных опросов, рекомендуемую литературу.
Практикум предназначен для студентов, обучающихся по
направлению подготовки 38.03.01 – Экономика.
УДК 338.24 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
Авторы-составители:
канд. экон. наук, доцент Л. И. Горбенко,
д-р экон. наук, профессор О. А. Борис
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Управление организацией представляет собой сложную работу,
которая не может быть сделана формально, используя заученные
рекомендации. Руководитель должен понимать сущность организации,
общие руководящие истины и значения переменных,
которые отличают одну ситуацию от другой. При выполнении
своих функций менеджер должен действовать творчески, умело
маневрируя имеющимися ресурсами, встраивать знания и опыт в
реальность на благо организации и общества.
Ни одна теория не может объяснить всех особенностей реальной
ситуации, в которой оказывается организация.
Таким образом, практикум предназначен, не для того, чтобы
показать универсальность теории, их применимость на «все случаи
жизни», а, чтобы проиллюстрировать некоторые теоретические
положения и позволить студентам приобрести навыки творческого
разрешения предлагаемых практических ситуаций.
В пособии обобщены практические подходы к выделению
параметров внутренней среды организаций, функций управления,
принятия решений, коммуникационных процессов в управлении,
групповой динамики и стиля руководства, власти и влияния руководителя,
эффективности управления.
Практические занятия являются главным обучающим элементом
в изучении курса «Менеджмент». Основной целью их выполнения
является развитие навыков освоения теоретических знаний,
обобщений и оценка их результатов.
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у
студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 –
Экономика, следующих компетенций:
ОК-7 – Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-8
– Способность находить организационно-управленческие
решения и готовность нести за них ответственность;
ОК-9 – Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации
и мастерства;
ПК-4 – Способность осуществлять сбор, анализ и обработку
данных, необходимых для решения поставленных экономических
задач;
3
Стр.3
ПК-5 – Способность выбрать инструментальные средства для
обработки экономических данных в соответствии с поставленной
задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные
выводы;
ПК-13 – Способность критически оценить предлагаемые варианты
управленческих решений и разработать и обосновать
предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической
эффективности, рисков и возможных социально-экономических
последствий.
Реализация поставленной цели требует от студентов решения
следующих задач: систематизация и закрепление изученного материала;
увязка теоретических основ курса с решением практических
задач; овладение важнейшими теоретическими и методологическими
положениями курса; развитие профессиональных навыков в
области управления организацией; овладение совокупностью мировых
знаний и накопленного опыта в области менеджмента; изучение
методологических подходов для анализа эффективности
управления организацией.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………. 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Сущность и значение менеджмента ………………….
2. Организации и их среда ………………………………..
3. Функции управления: планирование и организация …
4. Функции управления: мотивация и контроль …………
5. Оценка принятых решений …………………………….
6. Процесс коммуникаций ……………………………….
7. Группы и групповая динамика ………………………..
8. Социально-психологические аспекты менеджмента….
9. Оценка готовности к управлению своим временем….
5
25
33
49
65
76
89
103
121
Рекомендуемая литература ……………………………… 129
131
Стр.131