Обсуждаем проблему СБАЛАНСИРОВАННАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛОНОВ Николай Васильевич – канд. техн. наук, доцент. <...> E-mail: NVFilonov@kai.ru МАЛИВАНОВ Николай Николаевич – д-р пед. наук, проф., проректор по образовательной деятельности. <...> В статье вопросы качества образования рассматриваются с позиций распределения трудоёмкости дисциплин и объема учебного материала образовательной программы. <...> Для определения трудоёмкости дисциплин и объема учебного материала предлагается конкретная методология, основанная на оценке скорости чтения и степени усвоения учебного материала дисциплин. <...> В качестве меры объёма учебного материала выступает количество страниц рекомендованной литературы по учебным вопросам рабочей программы дисциплины. <...> Такой подход обусловлен тем, что, как показывает наше исследование, свыше 67% студентов используют в процессе обучения печатные издания. <...> Скорость чтения определяется экспериментально с учётом осмысления содержания текста гуманитарного и технического профиля. <...> В статистическую выборку включались только результаты с правильным ответом по содержанию текстов. <...> Зная трудоёмкость в академических часах, соответствующую одной зачётной единице, коэффициент усвоения материала и скорость осмысленного чтения, становится возможным найти объём учебного материала в страницах базового учебника, который должна иметь дисциплина учебного плана образовательной программы. <...> Изложенные подходы к определению трудоёмкости и объёма учебного материала дисциплин имеют особое значение при эквивалентировании и гармонизации учебных планов в рамках сетевых технологий и подготовки специалистов по схеме двойных дипломов. <...> Ключевые слова: качество образования, образовательная программа, трудоемкость дисциплины, объем учебного материала, скорость чтения, коэффициент усвоения учебного материала Для цитирования: Филонов Н.В., Маливанов Н.Н. <...> Сбалансированная <...>