Зарубежная философия сегодня ФН – 8/2013 ДИАЛОГ РИКЁРА С АВГУСТИНОМ О ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О МОДУСАХ* А.А. МЁДОВА Предлагаемая статья имеет две цели, тесно связанные между собой. <...> Первая из них заключается в том, чтобы понять, что Поль Рикёр узнал о времени у Аврелия Августина и в каком направлении развернулось их совместное открытие. <...> Вторая цель – очертить содержательное поле часто употребляемых Рикёром терминов – модальность (modalitй) и модус (mode), достаточно «незаметных», чтобы исследователи уделяли им мало внимания. <...> Однако именно погружение в суть mode и modalitй позволяет раскрыть многие аспекты рикёровского диалога с Аврелием Авустином о времени, как он изложен в первом томе «Времени и рассказа». <...> И, главное, погружение в проблемы модальности позволит встать на интеллектуальную позицию, с которой особым образом просматривается сооткрытие времени – то, что Рикер счел гениальными прозрениями Августина. <...> Проблема субъективной временности В философии Поля Рикёра теме времени уделяется значительное внимание. <...> Она звучит в большинстве его работ – «Время и рассказ», «Я-сам как другой», «Память, история, забвение», «История и истина», «Путь признания». <...> Значимость его исследований обусловлена обращением к различным формам временности – субъективной, нарративной, исторической, личностной. <...> Прояснение природы субъективности, повествования, самоидентичности, социального действия французский мыслитель всегда начинает или сопровождает прояснением их темпорального статуса, что придает этим исследованиям феноменологическую основательность. <...> Время традиционно мыслится как неотъемлемый элемент человеческого сознания, в ряде учений ХХ – ХХI вв. его значение достигает кульминации: оно трактуется как стержень, ось, генеральный принцип организации сознания. <...> Уже Кант, последователем которого считал себя Рикёр, понимал время как основной путь к описанию синтезов сознания, как универсальную, первичную <...>