Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №8 2013

ДИАЛОГ РИКЁРА С АВГУСТИНОМ О ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О МОДУСАХ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторМёдова
Страниц2
ID601152
АннотацияСвязанность и взаимная обратимость механизмов пространственных и временных режимов работы сознания давно обратила на себя внимание философов-феноменологов. Вопрос о соотношении ментальных пространства и времени рассматривается в контексте феноменологического дискурса ХХ в. на примере герменевтического диалога Поля Рикёра и Аврелия Августина, изложенного в работе «Время и рассказ» Цель статьи – интерпретация пространства и времени как модусов сознания, что означает описание их как измерений друг друга. Понимание субъективных пространства и времени как единой модальности сознания обосновывается посредством анализа разговорного языка, психологических представлений о делимости времени, анализа содержания терминов модус и модальность в работах Рикёра, критики идей Бергсона, Хайдеггера, Мерло-Понти, Мамардашвили.
Мёдова, А.А. ДИАЛОГ РИКЁРА С АВГУСТИНОМ О ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О МОДУСАХ / А.А. Мёдова // Философские науки .— 2013 .— №8 .— С. 20-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/601152 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зарубежная философия сегодня ФН – 8/2013 ДИАЛОГ РИКЁРА С АВГУСТИНОМ О ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О МОДУСАХ* А.А. МЁДОВА Предлагаемая статья имеет две цели, тесно связанные между собой. <...> Первая из них заключается в том, чтобы понять, что Поль Рикёр узнал о времени у Аврелия Августина и в каком направлении развернулось их совместное открытие. <...> Вторая цель – очертить содержательное поле часто употребляемых Рикёром терминов – модальность (modalitй) и модус (mode), достаточно «незаметных», чтобы исследователи уделяли им мало внимания. <...> Однако именно погружение в суть mode и modalitй позволяет раскрыть многие аспекты рикёровского диалога с Аврелием Авустином о времени, как он изложен в первом томе «Времени и рассказа». <...> И, главное, погружение в проблемы модальности позволит встать на интеллектуальную позицию, с которой особым образом просматривается сооткрытие времени – то, что Рикер счел гениальными прозрениями Августина. <...> Проблема субъективной временности В философии Поля Рикёра теме времени уделяется значительное внимание. <...> Она звучит в большинстве его работ – «Время и рассказ», «Я-сам как другой», «Память, история, забвение», «История и истина», «Путь признания». <...> Значимость его исследований обусловлена обращением к различным формам временностисубъективной, нарративной, исторической, личностной. <...> Прояснение природы субъективности, повествования, самоидентичности, социального действия французский мыслитель всегда начинает или сопровождает прояснением их темпорального статуса, что придает этим исследованиям феноменологическую основательность. <...> Время традиционно мыслится как неотъемлемый элемент человеческого сознания, в ряде учений ХХ – ХХI вв. его значение достигает кульминации: оно трактуется как стержень, ось, генеральный принцип организации сознания. <...> Уже Кант, последователем которого считал себя Рикёр, понимал время как основной путь к описанию синтезов сознания, как универсальную, первичную <...>