Интернет фактически стал таким удобным полем функционирования и распространения экстремистских идей, взглядов и даже организаций экстремистской направленности, что во многих европейских странах и в России были введены ограничения доступа к сайтам соответствующего содержания, а их создателями заинтересовались компетентные органы. <...> На государственном уровне был принят Федеральный закон «О противодействии экстремизму и экстремистской деятельности». <...> Поэтому понятно стремление власти пресечь распространение экстремистских идей и организаций «на корню». <...> Поэтому предметом наших исследований мы выбрали идеологические проявления экстремизма и идеологический дискурс экстремизма в современном российском обществе, а конкретно в национальных республиках Поволжья. <...> Схема групповой идентичности, определяемая идеологиями, может выглядеть в виде цепочки вопросов типа: Кто принадлежит к НАМ и почему? (групповая принадлежность) Что, как и почему МЫ должны делать? (целевая активность) Каково НАШЕ место в обществе и взаимоотношения с другими группами? (позиция) Что МЫ имеем в своем распоряжении, а чего нет? (какие ресурсы) Конечно, ответы на эти вопросы могут иметь различные оттенки и полутона ввиду особенностей социализации того или иного члена группы. <...> Кластеры обсуждения обычно рассматриваются в терминах свойства, события и действия, а также таких понятий, как «агент действия» и «объект действия». <...> Не только понятия, входящие в кластер обсуждения, но и сама структура кластера может задавать модальность «мнений». <...> «Мнения» не всегда нуждаются в непосредственном изложении в форме кластеров обсуждения, но могут также проявляться в виде намеков и скрытых подтекстов. <...> С точки зрения автора «религиозный фактор играет существенную роль в формировании ценностно-мотивационных, предпосылок экстремистского поведения»19. <...> Подтверждением является многомесячный форум на сайте журнала «Эксперт <...>
Социокультурные_особенности_молодежного_экстремизма__монография_.pdf
УДК 316.48
ББК 60.55
Авторы: А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова, Э. Б. Гаязова,
С. А. Алексеев
Социокультурные особенности молодежного экстремизма :
монография / А. Р. Тузиков [ и др.]; М-во образ. и науки России, Казан.
нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. – 188 с.
ISBN 978-5-7882-1863-2
Изложены концептуальные подходы к исследованию проблемы
идеологического дискурса экстремизма в современном российском
обществе. Исследования проводились авторами в 2011–2013 годах. В
основу эмпирического изучения положено понимание сущности
идеологии экстремизма как «внесистемного радикализма»,
характеризующегося
социокультурной нетерпимостью и
рационализирующего «внесистемность» своих социальных действий
идейными смыслами «высокого звучания».
Предназначена для научных работников, преподавателей,
аспирантов и студентов, обучающихся по социальным наукам.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты: д-р полит. наук А. Г. Большаков
канд. ист. наук Р. Ю. Беляков
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ
научного проекта №15–03–00303 «Конфигурация новой российской
идентичности молодежи: тенденции и региональная специфика».
ISBN 978-5-7882-1863-2 © Тузиков А. Р., Зинурова Р. И.,
Гаязова Э. Б., Алексеев С. А., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО
ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………..6
Глава 2. ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………........20
Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
НА ПОЧВЕ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА………………........151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….......176
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….......182
3
Стр.3