Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Р. В. Куприянов СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Монография Казань Издательство КНИТУ 2015 УДК 378; 316.6; 36 ББК 74.489; 88.5 Куприянов Р. В. <...> ISBN 978-5-7882-1852-6 Проведен анализ развития и становления социальной работы как профессиональной деятельности в России и за рубежом. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского национального исследовательского технологического университета Научный редактор: доктор пед. наук, профессор Н. Ш. Валеева Рецензенты: заместитель Председателя Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы д-р пед. наук, проф. <...> В. В. Сизикова декан факультета социальной работы ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» д-р экон. наук, проф. <...> И. И. Галимзянова ISBN 978-5-7882-1852-6 © Куприянов Р. В., 2015 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . <...> СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ . <...> БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ90 ГЛАВА 5. <...> ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . <...> 142 3 ВВЕДЕНИЕ Профессия «социальный работник» в нашей стране появилась сравнительно недавно, около четверти века назад (1991 г.). <...> После подписания Болонского соглашения практически во всех областях высшего профессионального образования России был внедрен компетентностный подход и многоуровневая система подготовки профессионалов на основе бакалавриата и магистратуры. <...> Следует отметить, что подготовка социальных работников имеет свою <...>
Система_профессионального_образования_социальных_работников_историко-педагогический_анализ_и_перспективы_развития__монография.pdf
УДК 378; 316.6; 36
ББК 74.489; 88.5
Куприянов Р. В.
Система профессионального образования социальных работников: историкопедагогический
анализ и перспективы развития : монография. – 2-е изд. доп. /
Р. В. Куприянов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. –
Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. – 159 с.
ISBN 978-5-7882-1852-6
Проведен анализ развития и становления социальной работы как профессиональной
деятельности в России и за рубежом. Раскрыта специфика профессиональной
деятельности социального работника. Изучено влияние современных тенденций
в области высшего образования на систему подготовки социальных работников
в высшей школе. Предложено использование функционального подхода к
анализу, проектированию и разработке системы профессионального образования
социальных работников.
Предназначена для научных и практических работников социальной сферы,
педагогики и образования. Может использоваться в качестве учебного пособия
для студентов вузов социально-гуманитарных специальностей, а также в магистратуре,
аспирантуре, системе повышения квалификации.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского
национального исследовательского технологического университета
Научный редактор:
доктор пед. наук, профессор Н. Ш. Валеева
Рецензенты:
заместитель Председателя Совета УМО вузов России по
образованию в области социальной работы д-р пед. наук,
проф. В. В. Сизикова
декан факультета социальной работы ГБОУ ВПО «Казанский
государственный медицинский университет»
д-р экон. наук, проф. М. Н. Максимова
д-р пед. наук, проф. И. И. Галимзянова
ISBN 978-5-7882-1852-6 © Куприянов Р. В., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В РОССИИ ................. 7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ
ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ....................................................................... 27
ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ................................................................ 63
ГЛАВА 4. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ90
ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОЦЕСС
ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ .......... 103
ГЛАВА 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И
ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ................ 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................... 142
3
Стр.3