Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» В. И. Курашов, А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ Монография Казань Издательство КНИТУ 2015 УДК 378.147 ББК 74.58 Курашов В. И. <...> Научные основы развития патриотизма в современной высшей школе России : монография / В. И. Курашов, А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. <...> 35 Идеологическая безопасность общества и патриотизм в условиях дискурса демократии . <...> 54 Бои после Победы: идеологическая конфронтация за интерпретацию победы и общероссийская национальная идеология . <...> 123 Методологические основы формирования навыков межкультурного диалога в процессе реализации целевой образовательной программы «Диалог культур» . <...> 127 Апробация и внедрение учебно-образовательной программы «Диалог культур» . <...> 141 Язык вражды СМИ и угрозы экстремизма . <...> 146 Особенности молодежного экстремизма в Приволжском федеральном округе . <...> 160 Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) . <...> Единство и устойчивость большого государства – такого, например, как Россия, – невозможны только на основании государственно-бюрократической надстройки, то есть надстройки с силовыми и принудительными функциями. <...> С этой точки зрения наша страна после распада СССР как никогда нуждается в формировании общероссийской гражданской идентичности, и патриотизм в этом плане - важнейший инструмент. <...> При этом идеологически патриотизм может входить в контексты большинства политических идеологий современности, за исключением «глобалистских» и заведомо антироссийских (пораженческих). <...> А идеологический дискурс патриотизма объясняет, почему следует жить в своей стране <...>
Научные_основы_развития_патриотизма_в_современной_высшей_школе_России__монография.pdf
УДК 378.147
ББК 74.58
Курашов В. И.
Научные основы развития патриотизма в современной высшей
школе России : монография / В. И. Курашов, А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. –
Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. – 197 с.
ISBN 978-5-7882-1838-0
Исследованы философские, историко-культурологические, социологические,
педагогические и правовые основы развития патриотизма
в системе высшего образования современной России.
Результаты исследования используются в академической и внеаудиторной
работе Казанского национального исследовательского
технологического университета и других образовательных учреждениях
Республики Татарстан и Российской Федерации.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты:
д-р филос. наук, проф. М. Д. Щелкунов
д-р пед. наук, проф. Ф. Ш. Мухаметзянова
ISBN 978-5-7882-1838-0 © Курашов В. И., Тузиков А. Р.,
Зинурова Р. И., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
В. И. Курашов, А. Р. Тузиков., Р. И. Зинурова
Введение .................................................................................................... 5
В. И. Курашов
Что есть Россия? Принципы понимания России
и факторы национальной безопасности ............................................ 10
О любви к Родине, патриотизме и национализме ................................ 10
О национальной идее и российской ментальности .............................. 12
«Я» народа, или здоровье и болезни нации .......................................... 13
Характерные черты русской ментальности .......................................... 19
Целостность России есть следствие
духовного единства народа ..................................................................... 20
О национальной безопасности и военной доктрине ............................ 23
Извечная проблема обустройства России
и незыблемые символы ее целостности ................................................ 25
Ориентиры воспитательной работы ...................................................... 28
Работы автора по теме ............................................................................. 30
А. Р.Тузиков
Патриотизм и национальная безопасность
в идеологическом измерении .............................................................. 35
Структурные особенности идеологии патриотизма ............................. 35
Идеологическая безопасность общества и патриотизм
в условиях дискурса демократии ........................................................... 54
Бои после Победы: идеологическая конфронтация
за интерпретацию победы и общероссийская
национальная идеология ......................................................................... 78
Современные идеологические дискурсы Победы .................................. 78
Значение Победы для становления общероссийской
3
Стр.3
идеологии и идентичности ..................................................................... 90
Студенческая молодежь и восприятие Победы ................................ 106
Работы автора по теме ........................................................................... 121
Р. И. Зинурова
Диалог культур как технология обеспечения
национальной безопасности современной России ........................ 123
От идеологии толерантности – к диалогу культур ............................. 123
Методологические основы формирования навыков
межкультурного диалога в процессе реализации
целевой образовательной программы
«Диалог культур» .................................................................................. 124
Организационно-педагогические аспекты
учебно-образовательной программы «Диалог культур» ................... 127
Апробация и внедрение учебно-образовательной
программы «Диалог культур» .............................................................. 135
Молодежный экстремизм и национальная безопасность .................. 141
Язык вражды СМИ и угрозы экстремизма ....................................... 141
Образование – как культура национальной безопасности................ 146
Особенности молодежного экстремизма
в Приволжском федеральном округе ................................................... 160
Социальное самочувствие молодежи
этнических групп в регионах Российской Федерации
(на примере Республики Татарстан) .................................................... 175
Работы автора по теме ........................................................................... 194
4
Стр.4