УДК 37.06, 316.75
ББК 67.4
Ч481,6(2)352,0
Бои за Победу после Победы : сборник научных статей и
сообщений / сост. и отв. редакторы : А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова, Г. И.
Васильев; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т.
– Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. – 316 с.
ISBN 978-5-7882-1823-6
В сборнике представлены доклады и сообщения, сделанные на
республиканской межвузовской научно-практической конференции,
посвященной 70-летию Победы народов СССР в Великой
Отечественной войне «Бои за Победу после Победы» (Казань, 26
сентября 2014 г.)
Книга адресована научным работникам, общественным
деятелям, преподавателям, аспирантам и студентам высших учебных
заведений, всем, кто интересуется проблемами истории Великой
Отечественной войны и патриотического воспитания в высших
учебных заведениях.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Редакционная коллегия:
проф. А. Р. Тузиков, проф. Р. И. Зинурова
ISBN 978-5-7882-1823-6 © Тузиков А. Р., Зинурова Р. И.,
Васильев Г. И., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
Пленарное заседание...............................................................................................5
Ивашов Л.Г. Президент Международного центра геополитических проблем,
д.и.н., профессор кафедры Международной журналистики МГИМО
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ СССР В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ...................................................................................5
Тузиков А.Р. д.соц.наук, проф., Казанский национальный исследовательский
Технологический университет. г.Казань БОИ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
(идеологическая конфронтация за интерпретацию Победы и общероссийская
национальная идеология)........................................................................................14
Курашов В. И. - д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Философии и
истории науки Казанского национального исследовательского
технологического университета, Заслуженный деятель науки РТ ЧТО ЕСТЬ
РОССИЯ? ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ..................................................42
Сессия 1 «Современный патриотизм и национальная безопасность
России».....................................................................................................................58
Гадельшина Н. А. (председатель клуба Дети войны Казанского ГМУ, Казань)
КЛУБ «ДЕТИ ВОЙНЫ» КГМУ — 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ
(1941-1945Г.Г.).........................................................................................................58
Гальперин Д.М., (Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева – КАИ, г. Казань) ДВИГАТЕЛИ ЗУБЦА –
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВКЛАД В НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
СТРАНЫ..................................................................................................................67
Емелина С.А. (Казанский (Приволжский) федеральный университет ,
г.Казань) МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ
МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.............................................................................................73
Иванов А.А., (главный редактор Книги Памяти Республики Татарстан);
Кадыров Б.Г., (Институт экономики, управления и права Казань),
УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ ПАМЯТИ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН)...............................................................................................................................................79
Кривошеева Т.Н., (Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Казань). ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ВОЙНЫ В СКУЛЬПТУРЕ ТАТАРСТАНА НА
ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.ХАНОВА, В.МАЛИКОВА,
А.МИНУЛИНОЙ.....................................................................................................86
Малышева О.Л. , (Казанский Национальный исследовательский
технологический университет, Казань) ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА В РАКУРСЕ
309
Стр.309
Содержание
КОНСЦИЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ.........................................................................93
Никонова С.И. (Казанский государственный архитектурно-строительный
университет Россия, Казань) ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ ВОЕННОГО
ВРЕМЕНИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК.............................................106
Сулейманов Р.Р. (Институт национальной стратегии, эксперт Россия,
Казань) ПОПЫТКИ РЕАБИЛИТАЦИИ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА СРЕДИ
ПОВОЛЖСКИХ ТАТАР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.............................................................................111
Фасхутдинова Е. Н.,. (Казанский государственный медицинский университет,
Казань) ТРУД ДЕТЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ (по воспоминаниям участников
событий)................................................................................................................121
Юлашев А.Г. (Республиканская общественная организация ветеранов
(инвалидов) «Союз ветеранов Республики Татарстан) МЕСТО И РОЛЬ
КОМИТЕТА ВЕТЕРАНОВ (ИНВАЛИДОВ) «СОЮЗА ВЕТЕРАНОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ, ПОДГОТОВКЕ В СЛУЖБЕ В
ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ............................................................................131
Сессия 2 «Роль высших учебных заведений в системе патриотического
воспитания молодежи».......................................................................................140
Буреева Е.В, (Казанский государственный архитектурно-строительный
университет, г. Казань) ПОИСКОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (НА
ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ФАКЕЛ» КГАСУ).........................................................140
Валеев К.Г; Еремеев В.А. (Казанское высшее военное командное училище,
Казань) ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.........................................................141
Гурин И.А., Максимов Д.В., (Казанское высшее военное командное училище
Казань) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОДЕЛИ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ148
Давыдов Д.В. (Казанский национальный исследовательский технический
университет им.А.Н.Туполева-КАИ Россия, Казань) В БОРЬБЕ ЗА КАДРЫ: О
ПРИВЛЕЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В КАЗАНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ
ИНСТИТУТ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.....................................................154
Ляукина Г.А., (Казанский государственный энергетический университет, г.
Казань) НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ......................................158
Ляукина Г.А., Воркунов О.В. (Казанский государственный энергетический
университет Россия, РТ, г. Казань) РОЛЬ КУРАТОРА В
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ...162
Мусина А.И.
(Казанский национальный исследовательский технический
310
Стр.310
Содержание
университет им. А.Н. Туполева) ВОСПОМИНАНИЯ «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ» КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА..........................................165
Недошивин З.А (Казанское высшее военное командное училище, г.Казань)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................166
Подчезерцев А.Г. (Казанское высшее военное командное училище. Казань)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МОЛОДЕЖИ..........................................................................................................171
Рысаева Г.Р. (Казанская государственная академия ветеринарной медицины
имени Н.Э. Баумана , Казань) ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
КГАВМ...................................................................................................................177
Савченко Р.А . (Набережночелнинский государственный торговотехнологический
институт» г. Набережные Челны) ФОРМИРОВАНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА В ХОДЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ
ИНСТИТУТЕ» ......................................................................................................179
Солдатов Я.В. Казанский национальный исследовательский технический
университет им.А.Н.Туполева-КАИ, Казань, г. Казань ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СМИ И ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА «ПОЛЕТ МЫСЛИ»)..................................185
Тюфтин Д.С., Перов А.В., Казанское высшее военное командное училище
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННЫХ
ВУЗАХ....................................................................................................................189
Уткин В.Е., (Казанское высшее военное командное училище Россия, Казань)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО
ВУЗА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА......192
Шагбанова Ю.Б., (Казанский национальный исследовательский технический
университет им.А.Н.Туполева-КАИ Россия, Казань) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.......................206
Шафигуллин В.А (Казанская государственная академия ветеринарной
медицины имени Н.Э. Баумана , Казань) ОБ ИСТОРИИ И ВОСПИТАНИИ
ПАТРИОТИЗМА...................................................................................................209
Шмелев Д.В., (Казанский национальный исследовательский технический
университет им.А.Н.Туполева-КАИ Россия, Казань) ОСВЕЩЕНИЕ
СОБЫТИЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ШКОЛЬНЫХ
311
Стр.311
Содержание
УЧЕБНИКАХ........................................................................................................213
Шумков П.Н.; Борисов А.Н (Казанское высшее военное командное училище,
Казань) СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В
ПРО..........................................................................................................................218
Сессия 3 «Социальная активность молодежи в патриотическом
движении»..............................................................................................................222
Галимуллина Н. М., Гаранина Д. С. (Казанский национальный
исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева-КАИ, Казань)
О МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ В ВЕТЕРАНСКИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ...............................222
Ермолаева К.А (Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия,
Набережные Челны) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КРУЖКА «ВОЕННЫЙ ИСТОРИК» В РАМКАХ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ
КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА......................................................................232
Засыпкина Л.Р. (Казанский государственный архитектурно-строительный
университет г.Казань) РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ
СРЕДЕ ( НА ПРИМЕРЕ КГАСУ).........................................................................236
Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А. (Казанский национальный
исследовательский технологический университет, Россия, Казань) ОБРАЗ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере Республики Татарстан)..........240
Козлова О.В., (Казанский национальный исследовательский технический
университет им.А.Н.Туполева-КАИ, Казань) ФОРМИРОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ
РАБОТУ СТУДЕНТА...........................................245
Морозова Г. В. (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г.
Казань) ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПОЗИЦИЙ
МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ..............................................................249
Нагматуллина Л.К., (Казанский национальный исследовательский
технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ, г. Казань)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ
ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА................................................................................261
Стяжкин И.О, Уткин В.Е., (Казанское высшее военное командное училище
Россия, Казань) ПАТРИОТИЗМ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ.............265
Федонина Р.А., Минзанова С.В., (Частное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа "Елена-Сервис" Россия, г.Казань)
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ДУХОВНОГО ДОСТОЯНИЯ
ЛИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.............272
Халитова И. С., (Казанский национальный исследовательский технический
312
Стр.312
Содержание
университет им.А.Н.Туполева-КАИ Россия, Казань) СИСТЕМА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАЗАНСКОМ
НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ.А.Н.ТУПОЛЕВА............................................................278
Хамидуллина Г. Р., (Казанский государственный архитектурностроительный
университет г.Казань) «ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР ВУЗА КАК
ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РТ........................................283
Черепанов М.В., (Музей-мемориал Великой Отечественной войны
Национального музея РТ, г.Казань), ОРГАНИЗАЦИЯ В ГОРОДАХ И
РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ
ПОИСКОВОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ
УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.....................................285
Шайхутдинов З.К. (Казанский государственный аграрный университет
Россия, Казань) РОЛЬ ИСТОРИИ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ТАТАРСТАНАНА
КАК ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У
МОЛОДЕЖИ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ.................295
Шарафеева А.Ф., (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г.
Казань) ИДЕОЛОГИЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОЦЕССА СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ...................................................................302
313
Стр.313