Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум

В.. Творчество и критика

0   0
Первый авторИванов-Разумник Р
Издательство[Б.и.]
Страниц124
ID5931
Аннотация"Статьи критические 1908 - 1922 СОДЕРЖАНИЕ: Творчество и критика. Сочинительство и творчество: Талантливое сочинительство (о Л. Андрееве). Великий Пан (о М. Пришвине). Алексей Толстой 2-й. Алексей Ремизов . Мертвое и живое: Мертвое мастерство (о Мережковск"
Кому рекомендованоЛитературная критика
Иванов-Разумник, Р. В.. Творчество и критика : Очерк / Р. Иванов-Разумник .— : [Б.и.], 1922 .— 124 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5931 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИВАНОВ-РАЗУМНИК ТВОРЧЕСТВО И КРИТИКА СТАТЬИ КРИТИЧЕСКИЕ 1908-1922 ПЕТЕРБУРГ "КОЛОС" 1922 14-я Государств, типогр. <...> Цельная и глубокая философия, яркая религия жизни видна на каждой странице этих романов, совершенно независимо от воли и намерения их автора. <...> Взять хотябы ту тему, которая всю жизнь терзала Чехова: ужас бесцельности. <...> Чехов берет обыденную жизнь, обыденных людей; просто и обыденно, повиднмому, описывает он какого-нибудь "Учителя словесности" или "Ионыча", и в результате--читатель чувствует тот ужас бесцельности, ужас безнадежности, который сам собою вытекает из рассказа. <...> Рассказ этот, -- как и многие другие произведения этого автора, -- несомненно, есть произведение Ю thХse. <...> роль "advocati Dei", кто является борцом за целесообразность, гармонию и красоту мира, кто безыменный автор "Моих записок"? <...> И если дьявол есть "ложь и отец лжи", то автор "Записок" -- истинный "advocatus diaboli", старающийся надеть на себя личину "advocati Dei". <...> . "Читатель, хорошо знающий, чего стоила мне правда, -- подчеркивает автор "Записок", -- поймет мое негодование"... <...> Так стирает границу между правдой и ложью автор "Записок". <...> Целесообразность тюрьмы"--его вера; без этой веры ему нечем было бы жить; эта вера спасает его от ужаса бесцельности и ужаса безнадежности. <...> Мы подошли к концу рассказа; конец заключается в том, что автор "Записок" снова и добровольно устраивает сам для себя одиночное заключение, в котором останется до смерти; в этой заключительной главе перед нами мотив одиночества, столь частый у Л. Андреева <...> То же относится и к художнику-космологу: он заражает "вселенским чувством" только тех, которые способны хоть в малой степени переживать чувство своего единства с травинкой на земле и звездой на небе, которые чувствуют и знают, что "жив Великий Пан". <...> В современной русской литературе есть один художник, почти никому неизвестный, в произведениях <...>
В.._Творчество_и_критика.pdf
ИВАНОВ-РАЗУМНИК ТВОРЧЕСТВО И КРИТИКА СТАТЬИ КРИТИЧЕСКИЕ 1908-1922 ПЕТЕРБУРГ "КОЛОС" 1922 14-я Государств, типогр. Пят. Социалистич., 14. Р. Ц. No 816. Тир. 2000 ТВОРЧЕСТВО И КРИТИКА Творчество и критика. Часто приходится слышать, что вопросы психологии творчества--то самое шеллингианское "Абсолютное", в котором, по язвительным словам Гегеля, все кошки серы... Не буду спорить с этим: да, психология творчества--пока еще темная область; но напрасно думать, что она темна только для теоретически изучающих ее. Полно, так-ли? Не еще ли темнее она для самого "творящего", для художника? Когда я вчитываюсь в любое из выдающихся произведений литературы, то мне всегда припоминается одно место из "Горе от ума". Помните слова Софьи про Молчалина и ответ Фамусова: "шел в комнату, попал в другую...--Попал или хотел попасть?"--Ну так вот, мне думается, что всякий большой художник совершенно непроизвольно всегда "падает в другую комнату", пройдя через ту, в которой был намерен остановиться... Софья сказала неправду: Молчалины попадают--и в жизни и в литературе--именно в ту комнату, в которую идут: возьмите всю умеренно-аккуратную, среднюю, рядовую беллетристику, публицистику, поэзию--какое умение попадать в заранее намеченную цель! И возьмите истинного художника--какое подчас страстное желание ограничить себя определенными рамками, и какое бессилие, какое неумение сказать только то, что было сознательно задумано! Яркий пример этого я сейчас приведу, а пока замечу, кстати, вот что: если все это так, то отсюда выясняется и задача критики. Что для нее важнее определить: куда художник "попал" или куда он "хотел попасть"? Конечно, важно и то и другое, и нельзя пройти мимо вопроса, что хотел сказать художник в своем произведении; но бесконечно важнее другая задача критики--определить не то, что хотел сказать художник, а то, что он сказал и высказал, быть может, сам того не подозревая, не сознавая. Темная область--психология творчества; но, во всяком случае, в ней твердо установлен один существенный факт: в процессе всякого художественного творчества сознательное я часто вверяет себя руководству подсознательных элементов. Я даже так скажу: быть может, чем больше влияние этих подсознательных элементов, тем больше художественная и всякая иная значимость произведения. Не подумайте, что я собираюсь воскресить старую романтическую теорию поэтического "экстаза", "вдохновения", при котором художник сразу начисто пишет под диктовку свыше и не в права переменить ни одного слова в написанном, иначе-де это будет "мертвая рефлексия". Конечно, нет. "Творчество" состоит далеко не в одном бряцании рассеянной рукой по лире, но и в мучительном труде воплощения образов в слово: "и слово плоть бысть"... Вспомните черновые тетради Пушкина. Все это так. Но вот яркий пример объяснит мою мысль: Толстой. Толстой, беспощадно марающий и десятки раз переделывающий свои произведения, с удивлением признает в своем творчестве власть этих непроизвольных, подсознательных элементов. Письма, дневник, заметки Толстого шестидесятыхсемидесятых годов--что за материал для понимания "творчества"! Напомню его удивительное письмо к Страхову (26 апр. 1876 г.), в разгар работы над "Анной Карениной". Толстой пишет: "...каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна и без того
Стр.1