1 ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ КОМПОЗИТНЫХ ПЛАЗМЕННЫХ ПОКРЫТИЙ С ГРАФИТОМ 1 Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), г. Москва; 2 Московский государственный машиностроительный университет, г. Москва Исследованы износостойкие композитные твердые смазочные покрытия, фор мируемые методом атмосферного плазменного напыления плакированного порош ка Ni[Cg] применительно к экстремальным условиям работы узлов трения двигате лей летательных аппаратов и энергетических установок. <...> Приведены примеры ис следований технологических процессов плазменного напыления защитных покрытий на элементы жидкостных ракетных и газотурбинных двигателей, показа ны возможности уплотнительных технологий для повышения их ресурса. <...> Дана оценка эффективности покрытий, полученных плазменным напылением из меха нических смесей порошков на основе Ni[Cg], применительно к энергоустановкам транспортных средств на основе свободнопоршневых двигателей. <...> Известно, что для экстремальных условий работы узлов трения, уплотнений и эле ментов конструкций современных двигателей летательных аппаратов и энергетиче ских установок транспортных средств эффективно используются композиционные материалы, получаемые методом плазменного напыления из плакированных никелем порошков графита, нитрида бора BN и фторида кальция CaF2. <...> Сравнительный анализ этих материалов, использованных в качестве твердых смазочных покрытий [1], пока зал, что графитометаллические смеси с объемным содержанием графита 10–35%, по лучаемые плазменным напылением из плакированного порошка Ni[Cg] наиболее эф фективны. <...> Плазменные покрытия на основе плакированного порошка никель–графит Ni[Cg], традиционно относятся к классу срабатываемых, истираемых, но стойких к эрозии, окислению и температуре. <...> Использование таких покрытий существенно уменьшает утечку воздуха и рабочего га за по зазорам, повышая эффективность работы <...>