Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум

Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. Переписка из двух углов

0   0
Первый авторИванов Вячеслав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц18
ID5900
Кому рекомендованоМемуары и переписка
Иванов, В.И. Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. Переписка из двух углов : Переписка / В.И. Иванов .— : [Б.и.], 1920 .— 18 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/5900 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ УГЛОВ "АЛКОНОСТ" ПЕТЕРБУРГ 1921 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. <...> Знаю, дорогой друг мой и сосед по углу нашей общей комнаты, что вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге. <...> И не мне, казалось бы, отстаивать перед вами права личности на ее метафизическое признание и возвеличение. <...> Ясно вижу, что не найти мне в моей мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома подобного хотя бы только зародышу самостоятельного истинного (т.е. вечного) бытия. <...> Я - семя, умершее в земле; но смерть семени - условие его оживления. <...> Я знаю его в себе, как темное рождающее лоно, как то вечно высшее, чем преодолевается самое лучшее и священнейшее во мне, как живой бытийственный принцип, более содержательный чем я, и потому содержащий, в ряду других моих сил и признаков, и признак личного сознания, мне присущий. <...> Мы с вами, дорогой друг, диагональны не только по комнате, но и по духу. <...> Эти запредельные умозрения, неизменно слагающиеся в системы по законам логической связи, это заоблачное зодчество, которому так усердно предаются столь многие в нашем кругу, - признаюсь, оно кажется мне праздным и безнадежным делом. <...> Мне кажется: какое бы счастье кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских системах, обо всех знаниях, искусствах, поэзии, и выйти на берег нагим, как первый человек, нагим, легким и радостным, и вольно выпрямить и поднять к небу обнаженные руки, помня из прошлого только одно - как было тяжело и душно в тех одеждах, и как легко без них. <...> И то умонастроение, какое вами в настоящее время так мучительно владеет, - обостренное чувство непомерной тяготы влекомого нами культурного наследия, существенно проистекает из переживания культуры не как живой сокровищницы даров, но как системы тончайших принуждений. <...> Не удивительно: ведь культура <...>
Вячеслав_Иванов_и_Михаил_Гершензон._Переписка_из_двух_углов.pdf
Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ УГЛОВ "АЛКОНОСТ" ПЕТЕРБУРГ 1921 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. Письма эти, числом двенадцать, писаны летом 1920 года, когда оба друга жили вдвоем в одной комнате, в здравнице <для работников науки и литературы> в Москве. Настоящее издание отпечатано в Девятой Государственной типографии в количестве двух тысяч экземпляров <Р.В.Ц.> M.О. Гершензону. Знаю, дорогой друг мой и сосед по углу нашей общей комнаты, что вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге. И не мне, казалось бы, отстаивать перед вами права личности на ее метафизическое признание и возвеличение. Ибо, по истине, я не чувствую в себе самом ничего, могущего притязать на вечную жизнь. Ничего, кроме того, что уже во всяком случае не я, кроме того всеобщего и вселенского во мне, что связует и духовно осмысливает, как некий светлый гость, мое ограниченное и неизбежновременное существование во всей сложности его причудливого и случайного состава. Но мне кажется все же, что этот гость не даром посетил меня и во мне "обитель сотворил". Цель его, думается мне, одарить гостеприимца непонятным моему рассудку бессмертием. Моя личность бессмертна не потому, что она уже есть, но потому, что призвана к возникновению. И как всякое возникновение, как мое рождение в этот мир, - оно представляется мне прямым чудом. Ясно вижу, что не найти мне в моей мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома подобного хотя бы только зародышу самостоятельного истинного (т.е. вечного) бытия. Я - семя, умершее в земле; но смерть семени - условие его оживления. Бог меня воскресит, потому что Он со мною. Я знаю его в себе, как темное рождающее лоно, как то вечно высшее, чем преодолевается самое лучшее и священнейшее во мне, как живой бытийственный принцип, более содержательный чем я, и потому содержащий, в ряду других моих сил и признаков, и признак личного сознания, мне присущий. Из Него я возник и во мне Он пребывает. И если не покинет меня, то создаст и формы Своего дальнейшего во мне пребывания, т.е. мою личность. Бог не только создал меня, но и создает непрерывно, и еще создаст. Ибо, конечно, желает, чтобы и я создавал Его в себе и впредь, как создавал доселе. Не может быть нисхождения без вольного приятия; оба подвига в некотором смысле равноценны, и приемлющее становится равным по достоинству нисходящему. Не может Бог меня покинуть, если я не покину Его. Итак, внутренний закон любви, в нас начертанный (так как мы без труда читаем его незримую скрижаль), - уверяет нас, что прав ветхозаветный псалмопевец, когда он говорит Богу: "Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление". - Вот о чем, добрый сосед, думаю я про себя в своем углу, так как вы пожелали это знать. А Вы что скажете мне в ответ из другого угла того же квадрата? В.И. 17 июня 1920 г. II В.И. Иванову. Нет, В.И., не усомнился я в личном бессмертии и, подобно вам, знаю личность вместилищем подлинной реальности. Но об этих вещах, мне кажется, не надо ни говорить, ни думать. Мы с вами, дорогой друг,
Стр.1