В. Ф. Ходасевич
Ходасевич оказался в эмиграции в 1922 г. Автор сборников "Путем зерна" и "Тяжелая лира", он
был высоко оценен зарубежной критикой и читателем. <...> Вышедшее в 1927 г. "Собрание стихов",
включившее целый раздел новых стихотворений, привлекло особенно широкое внимание к творчеству
Ходасевича. <...> Для мемуаристов личность и творчество Ходасевича неотделимы. <...> , "для Ходасевича литература была все или почти все". <...> Вишняка, редактора "Современных записок", в которых долго и активно поэт
сотрудничал, отношения сложились в основном на деловой почве. <...> У него есть дар поэзии, но нет дара наладить свою жизнь. <...> Но для Алданова он прежде всего "исключительный по
таланту поэт" и выдающийся прозаик, в частности, мастер мемуарного жанра, особенно в своей книге
"Некрополь". <...> Терапиано воспринимает Ходасевича как человека и писателя, для которого литература -важнейшее в жизни занятие. <...> Само присутствие Ходасевича в зарубежной литературе виделось
младшим поколениям как умная, живая связь между опытом серебряного века и новой литературой
зарубежья. <...> Для Терапиано Ходасевич -- "один из самых значительных мастеров слова". <...> Вейдле, для которого
одно время поэзия Ходасевича была синонимична с поэзией, какой она должна быть. <...> В. Ф. Ходасевич
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Владислав Фелицианович находился больше 10 лет в моем почти "монопольном" ведении, пока не
перешел в "ведение" В. <...> Тем не менее с Ходасевичем я был связан больше и
дольше, чем со многими другими сотрудниками "Современных записок". <...> Известность и признание для Ходасевича пришли в эмиграции:
в Берлине, где он вместе с Горьким редактировал "Беседу", и в Париже, где он провел последние 15 лет
жизни, напряженно работая в "Современных записках" и в "Днях" и потом в "Возрождении". <...> От Горького
к Гукасову2 -- так схематически может быть обозначен мучительно трудный эмигрантский путь
Ходасевича, с той оговоркой, что Ходасевич никогда полностью не солидаризовался <...>
Воспоминания_о_Ходасевиче.pdf
1886--1939
В. Ф. ХОДАСЕВИЧ
1994.
Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Состав и коммент. В. Крейд. -- М.: Республика,
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Марк Вишняк. В. Ф. Ходасевич
Владимир Вейдле. Ходасевич издали-вблизи
Юрий Терапиано. В. Ф. Ходасевич
Ходасевич оказался в эмиграции в 1922 г. Автор сборников "Путем зерна" и "Тяжелая лира", он
был высоко оценен зарубежной критикой и читателем. Вышедшее в 1927 г. "Собрание стихов",
включившее целый раздел новых стихотворений, привлекло особенно широкое внимание к творчеству
Ходасевича. О нем писали как об Арионе эмиграции, как о ее едва ли не лучшем поэте. Известность
Ходасевича основана была и на его многочисленных критических выступлениях в журналах и газетах, в
особенности же в "Возрождении". Здесь двенадцать лет регулярно печатались его статьи, принесшие
ему репутацию одного из лучших русских критиков столетия. А его книга "Державин", по словам В.
Вейдле, "лучшая биография на нашем языке".
Для мемуаристов личность и творчество Ходасевича неотделимы. Это и понятно, ибо, как
говорил М. Алданов, "для Ходасевича литература была все или почти все". Противоречий в приводимых в
этой книге воспоминаниях о Ходасевиче читатель не найдет. Есть только различие в уровне подхода и
понимания. Для М. Вишняка, редактора "Современных записок", в которых долго и активно поэт
сотрудничал, отношения сложились в основном на деловой почве. Загадки для Вишняка в Ходасевиче не
существует. В его воспоминаниях Ходасевич -- человек физически немощный, страстный игрок и
"существо недостаточно социальное". У него есть дар поэзии, но нет дара наладить свою жизнь. Он
раздражителен, мнителен, подозрителен, высокомерен. Профессия эмигрантского писателя для него -ужасающая.
Свою жизнь этот человек великой правдивости воспринимает как тяжелую ношу.
И для М. Алданова, который работал с Ходасевичем в редакции газеты "Дни " и часто видел его,
"такой человек не нуждается в прикрасах". Но для Алданова он прежде всего "исключительный по
таланту поэт" и выдающийся прозаик, в частности, мастер мемуарного жанра, особенно в своей книге
"Некрополь". У Ходасевича, писал Алданов, были "ценнейшие качества мемуариста: ум, остроумие,
наблюдательность, память".
Ю. Терапиано воспринимает Ходасевича как человека и писателя, для которого литература -важнейшее
в жизни занятие. Само присутствие Ходасевича в зарубежной литературе виделось
младшим поколениям как умная, живая связь между опытом серебряного века и новой литературой
зарубежья. Для Терапиано Ходасевич -- "один из самых значительных мастеров слова".
В том же ключе, но, пожалуй, шире показывает его творческое наследие В. Вейдле, для которого
одно время поэзия Ходасевича была синонимична с поэзией, какой она должна быть. Вейдле знал
Ходасевича дольше и ближе, чем Ю. Терапиано, и видел в нем редкостно правдивого, наделенного
проницательным и трезвым умом поэта, писателя и человека, однако человека глубоко несчастного.
Пожалуй, никто лучше Вейдле не определил сверхтему поэзии Ходасевича. Это -- несовместимость души
и мира, противоположность сияния в глубине человеческой души и повседневности. "Когда вспоминаю о
нем, -- заканчивает свой очерк Вейдле, -- только этот свет, только то сияние и вижу".
Марк Вишняк
В. Ф. Ходасевич
Стр.1