Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум

Воспоминания о Ходасевиче

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц20
ID5683
АннотацияОб авторе (Ходасевич Владислав Фелицианович). Марк Вишняк. В. Ф. Ходасевич. Владимир Вейдле. Ходасевич издали-вблизи. Юрий Терапиано. В. Ф. Ходасевич
Кому рекомендованоОб авторе
Воспоминания о Ходасевиче : Статья .— : [Б.и.], 1953 .— 20 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/5683 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Ф. Ходасевич Ходасевич оказался в эмиграции в 1922 г. Автор сборников "Путем зерна" и "Тяжелая лира", он был высоко оценен зарубежной критикой и читателем. <...> Вышедшее в 1927 г. "Собрание стихов", включившее целый раздел новых стихотворений, привлекло особенно широкое внимание к творчеству Ходасевича. <...> Для мемуаристов личность и творчество Ходасевича неотделимы. <...> , "для Ходасевича литература была все или почти все". <...> Вишняка, редактора "Современных записок", в которых долго и активно поэт сотрудничал, отношения сложились в основном на деловой почве. <...> У него есть дар поэзии, но нет дара наладить свою жизнь. <...> Но для Алданова он прежде всего "исключительный по таланту поэт" и выдающийся прозаик, в частности, мастер мемуарного жанра, особенно в своей книге "Некрополь". <...> Терапиано воспринимает Ходасевича как человека и писателя, для которого литература -важнейшее в жизни занятие. <...> Само присутствие Ходасевича в зарубежной литературе виделось младшим поколениям как умная, живая связь между опытом серебряного века и новой литературой зарубежья. <...> Для Терапиано Ходасевич -- "один из самых значительных мастеров слова". <...> Вейдле, для которого одно время поэзия Ходасевича была синонимична с поэзией, какой она должна быть. <...> В. Ф. Ходасевич Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Владислав Фелицианович находился больше 10 лет в моем почти "монопольном" ведении, пока не перешел в "ведение" В. <...> Тем не менее с Ходасевичем я был связан больше и дольше, чем со многими другими сотрудниками "Современных записок". <...> Известность и признание для Ходасевича пришли в эмиграции: в Берлине, где он вместе с Горьким редактировал "Беседу", и в Париже, где он провел последние 15 лет жизни, напряженно работая в "Современных записках" и в "Днях" и потом в "Возрождении". <...> От Горького к Гукасову2 -- так схематически может быть обозначен мучительно трудный эмигрантский путь Ходасевича, с той оговоркой, что Ходасевич никогда полностью не солидаризовался <...>
Воспоминания_о_Ходасевиче.pdf
1886--1939 В. Ф. ХОДАСЕВИЧ 1994. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Состав и коммент. В. Крейд. -- М.: Республика, OCR Бычков М. Н. Содержание Марк Вишняк. В. Ф. Ходасевич Владимир Вейдле. Ходасевич издали-вблизи Юрий Терапиано. В. Ф. Ходасевич Ходасевич оказался в эмиграции в 1922 г. Автор сборников "Путем зерна" и "Тяжелая лира", он был высоко оценен зарубежной критикой и читателем. Вышедшее в 1927 г. "Собрание стихов", включившее целый раздел новых стихотворений, привлекло особенно широкое внимание к творчеству Ходасевича. О нем писали как об Арионе эмиграции, как о ее едва ли не лучшем поэте. Известность Ходасевича основана была и на его многочисленных критических выступлениях в журналах и газетах, в особенности же в "Возрождении". Здесь двенадцать лет регулярно печатались его статьи, принесшие ему репутацию одного из лучших русских критиков столетия. А его книга "Державин", по словам В. Вейдле, "лучшая биография на нашем языке". Для мемуаристов личность и творчество Ходасевича неотделимы. Это и понятно, ибо, как говорил М. Алданов, "для Ходасевича литература была все или почти все". Противоречий в приводимых в этой книге воспоминаниях о Ходасевиче читатель не найдет. Есть только различие в уровне подхода и понимания. Для М. Вишняка, редактора "Современных записок", в которых долго и активно поэт сотрудничал, отношения сложились в основном на деловой почве. Загадки для Вишняка в Ходасевиче не существует. В его воспоминаниях Ходасевич -- человек физически немощный, страстный игрок и "существо недостаточно социальное". У него есть дар поэзии, но нет дара наладить свою жизнь. Он раздражителен, мнителен, подозрителен, высокомерен. Профессия эмигрантского писателя для него -ужасающая. Свою жизнь этот человек великой правдивости воспринимает как тяжелую ношу. И для М. Алданова, который работал с Ходасевичем в редакции газеты "Дни " и часто видел его, "такой человек не нуждается в прикрасах". Но для Алданова он прежде всего "исключительный по таланту поэт" и выдающийся прозаик, в частности, мастер мемуарного жанра, особенно в своей книге "Некрополь". У Ходасевича, писал Алданов, были "ценнейшие качества мемуариста: ум, остроумие, наблюдательность, память". Ю. Терапиано воспринимает Ходасевича как человека и писателя, для которого литература -важнейшее в жизни занятие. Само присутствие Ходасевича в зарубежной литературе виделось младшим поколениям как умная, живая связь между опытом серебряного века и новой литературой зарубежья. Для Терапиано Ходасевич -- "один из самых значительных мастеров слова". В том же ключе, но, пожалуй, шире показывает его творческое наследие В. Вейдле, для которого одно время поэзия Ходасевича была синонимична с поэзией, какой она должна быть. Вейдле знал Ходасевича дольше и ближе, чем Ю. Терапиано, и видел в нем редкостно правдивого, наделенного проницательным и трезвым умом поэта, писателя и человека, однако человека глубоко несчастного. Пожалуй, никто лучше Вейдле не определил сверхтему поэзии Ходасевича. Это -- несовместимость души и мира, противоположность сияния в глубине человеческой души и повседневности. "Когда вспоминаю о нем, -- заканчивает свой очерк Вейдле, -- только этот свет, только то сияние и вижу". Марк Вишняк В. Ф. Ходасевич
Стр.1