Мир психологии
2018,№1 (93)
Содержание
От редколлегии. Семья как особый социальный институт
в культурноисторическом выполнениисоциальной эволюции . . . . . . . 3
и семья в структурировании Социума
Семья как явление в бытии человека
Социум в структурировании семьи
и сущность ее как человеческого явления
Проблема семьи в современном мире и современный мир как проблема семьи
Бондырева С. К. Семья в контексте общеисторических и этнокультурных
проблем в современноммире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Дары волхвов. О функционально
ролевой структуре современной семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Марков В. Н.Семейныйпотенциал какнаправление исследований . . . . . . . 24
Карабанова О. А. Семья как пространство развития личности. . . . . . . . . . . 37
Микайлова И. Г. Динамика воспроизводства семейных пространств
и их взаимообусловленность социокультурными
ирелигиознымиидеалами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Сущностные
особенности парадигмы семьи в современных условиях . . . . . . . . . . . 64
Горобец Т. Н. Современные тенденции развития семьи . . . . . . . . . . . . . . 69
Организация семьи как социального конструкта и проблема отношений в семье
Отношение к семье и представление о ней
Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А. Семья в представлении
подростков с просоциальными асоциальнымповедением . . . . . . . . . . 75
Розин В. М. Две семейные сферы современного человека: обычная семья
и его психика (гипотеза, навеянная осмыслением книги Дэниела Киза
«МножественныеумыБиллиМиллигана») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Отношения в семье в исследованиях кафедры возрастной психологии МГУ
им. М. В. Ломоносова
Бурменская Г. В. Принятиеотвержение как фактор детскородительских
исиблинговых взаимоотношений в детстве и взрослости . . . . . . . . . . 108
Поскребышева Н. Н., Юсифова Н. Д. Образ детскородительских
отношений у подростков: кросскультурный аспект . . . . . . . . . . . . . 126
Захарова Е. И. Отношения дочери с матерью как фактор освоения
еюсобственного материнства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Чурбанова С. М. Особенности форм взаимодействия в семейной паре
в период вхождения супругов в раннююисреднюю взрослость. . . . . . . 143
Долгих А. Г., Захарова Е. И. Психологические особенности образа
материнства у девушек в период вхождения во взрослость. . . . . . . . . . 155
Молчанов С. В., Любимова В. В. Представления родителей о последствиях
насилия в детскородительских отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
305
Стр.305
Научные и научнопрактические исследования
Вызовы современности наукам о человеке,
вызовы современности — психологии
Новая ситуация познания человека в современном мире
Сайко Э. В. Человек как субъект исторического действия и новая ситуация
его познания в пространстве научных знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Розин В. М. Не может ли психология стать одной из антропологических
дисциплин? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Беляев В. А. От психоаналитической методологии философий
к методологии их социокультурного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Предлагаемые подходы к взаимодействию наук в познании человека
Синергетический подход
Бранский В. П. , Микайлова И. Г. Субъекты самоопределения и их роль
в динамике глобализационного прогресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Математический подход
Дорфман Л. Я. Психологическое пространство и пространство Яконцепции.
Сообщение 2. Математический подход к исследованию субъективного
пространства и пространства Яконцепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Проблема измерения пространства культуры
в контексте определения статуса разных наук
Мандель И. Д. Двумерное пространство трех культур. Часть 2 . . . . . . . . . . 229
Проблема искусства в формировании пространства жизни современного
человека и его роли в осмыслении (мира) современной действительности
Айламазьян А.М.Осмыслопорождающейролиискусства вжизничеловека . . . 241
Мозгот В. Г. Катарсис как форма художественной трансформации картины
Мирасовременного человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Оригинальные статьи
Социальные и природные факторы в формировании
эмоциональной сферы
Тихомандрицкая О. А., Барабанщикова В. В. Роль гендерных стереотипов
в формировании представлений студентов о счастье . . . . . . . . . . . . . 267
Мажуль Л. А., Князев В. Н. Эмоциональная сфера — и сезон рождения.
Тревожность, счастье (Опытэмпирического исследования) . . . . . . . . 277
Рецензии
Человек в мире музыки и музыка в мире человека
Флоровский С. Ю. Рецензия на монографию В. Г. Мозгота
«Человек в мире музыки: коллективное и индивидуальное»
(М. : ОАНОВО«МПСУ»,2017. 392 с.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Конференции, круглые столы, семинары
Мухаметзянова Ф. Г., Панченко О. Л. Международный исторический форум
«Молодые ученые в реализации идеи “История для всех”» прошел
в Казанском федеральном университете 15—17ноября 2017 г. . . . . . . . 291
Нашиавторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
306
Стр.306
World of psychology
2018,№1 (93)
Table of contents
Editorial Note. Family as a special social institution in the cultural
and historic realizationt of social evolution . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Socium in the structuring of the family
and family in the structuring of society
The family as a phenomenon in the existence of man and the essence
of it as a human phenomenon
The problem of the family in the modern world
and the modern world as a family problem
Bondyreva S. K. Family in the context of general historical and ethnocultural
problems in the modern world . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Ermolaeva M. V., Lubovsky D. V. The gifts of the Magi. On the functional
and role structure of the modern family . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Markov V.N. Family potential as a research direction . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Karabanova O. A. Family as space of development of the personality. . . . . . . . . . 37
Mikaylova I. G. Dynamics of reproduction of family spaces
and their interconditionality sociocultural and religious ideals . . . . . . . . . . . 45
Kolesov V. I., Smolonskaya A. N., Smolonsky S. I. The essential features
of the family paradigm under modern conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Gorobets T. N. Modern trends in the development of the family. . . . . . . . . . . . . 69
Organization of the family as a social construct
and the problem of relations in the family
Relationship to the family and the idea of it
Rean A. A., Konovalov I. A., Novikova M. A. Family Representations of Adolescents
with Prosocial and Antisocial Behavior . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Rozin V. M. Two family spheres of modern man: an ordinary family and his psyche
(a hypothesis inspired by the comprehension of Daniel Kiese’s book
«The Multiple Minds of Billy Milligan»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Relationship in the family in studies of the Department of Developmental Psychology
Moscow State University named after M. V. Lomonossov
Burmenskaya G. V. Parental acceptancerejection as a factor affecting parentchild
and sibling relationship in childhood and adulthood. . . . . . . . . . . . . . . . 108
Poskrebysheva N. N., Yusifova N. D. Perception of childparent relations
of adolescents: crosscultural aspects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Zakharova E. I. Relationship of the daughter with the mother as a factor
in mastering her ownmotherhood . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Churbanova S. M. Features of interaction forms in married couple during
the entry of spouses into early and middle adulthood . . . . . . . . . . . . . . . 143
Dolgih A. G., Zakharovа E. I. Psychological features of an image of motherhood
at girls during entry into maturity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Molchanov S. V., Lubimova V. V. Parent’s representation about consequences
of violence in parentadult relations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
307
Стр.307
Scientific and scientificpractical studies
The challenges of conremporary life to human sciences,
challengs of life to psychology
New situation of human knowledge in the modern world
Sayko E. V. Man as a subject of historical action and a new situation
of his knowledge in the space of scientific cognition . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Rozin V. M.Can psychology become one of the anthropological disciplines?. . . . . 179
Belyaev V. A. From psychoanalytic methodology of philosophies to methodology
of their sociocultural analysis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
The proposed approaches to the interaction of sciences in human cognition
Synergetic approach
Bransky V. P., Mikaylova I. G. Self Determining et Subjects and Their Role
in Progress DynamicallyGlobalized . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Mathematical approach
Dorfman L. Ya. Psychological space and the space of selfconception.
Report 2. A mathematical approach to psychological space and the space
of selfconception . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
The problem of measuring the space of culture in the context of determining
the status of different sciences
Mandel I. D. Twodimensional spase of three kultures. Part 2 . . . . . . . . . . . . . 229
The problems of art in the formation of spatial world
of contemporary human being and the role of this world
in the comprehension of reality
Aylamazyan A. M.The SenseCreative Role of Art in Human Life . . . . . . . . . . 241
Mozgot V. G. Catharsis as a form of artistic transformation of the picture
of the ModernWorld. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Original articles
Social and natural factors in the formation of the emotional sphere
Tikhomandritskaya O. A., Barabanshchikova V. V. Concept of happiness
in studentspsychologists vision of working and nonworking man and woman 267
Mazhul’ L. A., Knyazev V. N. Emotional shhere — and season of birth. Anxiety,
happiness (A trial of empirical investigation). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Reviews
Man in the world of music and music in the world of man
Florovsky S. Yu. Review of the Monograph by V. G. Mozgot «The Person
in the World of Music: Collective and Individual»
(M.:OANOVO«MPSU», 2017. 392 p.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Conferences, round tables, seminars
Mukhametzyanova F. G., Panchenko O. L. The international historical forum
«Young Scientists and the idea of History for All» took place
at Kazan Federal University on November, 15—17, 2017 . . . . . . . . . . . . . 291
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
308
Стр.308
Мир психологии
2018,№1 (93)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Сознание и его функция в обеспечении системной целостности чело
веческих свойств.
2. Я Человека и проблемное поле современной персонологии.
3. Знаниевое пространство и мыслительный потенциал человека в обес
печении технического прогресса.
4. Масштабность в пространстве отношений человека.
5. Пространство и время в жизни человека и пространственновремен
ные характеристики человеческого бытия.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания,
мышления, восприятия, деятельности и проблемы психологии этнических
отношений, экологии, обучения, воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие ре
зультаты исследований по другим психологопедагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социаль
ным и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
ő объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт TimesNewRoman, 14;
интервал 1,5);
ő библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный ре
сурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
ő рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере 1:1—
разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
ő обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые слова
на русском и английском языках;
ő статьяпринимаетсяв двухэкземплярах (распечаткаиэлектронныйвариант);
ő в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе (уче
ная степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный теле
фон, электронный адрес);
ő к статье прилагается рецензия специалиста;
ő редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
ő принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенно
му адресу редакции;
ő плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
ő в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотиви
рованный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
309
Стр.309
Московского психологосоциального университета
Издательство
Зыкова М. Н., Шнейдер Л. Б. Компетентное родительство. —М. : Издво Московского
психологосоциального университета, 2018.
Что порождает эффект компетентного родительства, в чем и каким образом оно выража
ется сегодня? Какие реальные детскородительские взаимодействия порождает та или
иная родительская позиция? Способствуют ли они построению и реализации успешной
родительской роли? Какие же собственно такие умения определяют успешность воспита
ния? И существуют ли какието реальные способы, с помощью которых можно вырастить
детей успешными, самостоятельными и ответственными людьми, не прибегая при этом к
подкупам, угрозам и наказаниям? Как избежать родительских ошибок и поддерживать
идеальный баланс между ответственностью за детей и собственными интересами? Как
успешно общаться с детьми и сделать отношения в семье более теплыми и искренними?
Чему конкретно для этого родитель может научиться? Какие самоизменения могут быть
для этого полезны? Как с пользой для ребенка организовывать совместное времяпрепро
вождение?
На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в данной книге, восполняющей дефи
цитарный анализ теорий современного родительства, конкретизирующей механизмы эф
фективных воспитательных воздействий в семье, позволяющей ставить и решать приклад
ные задачи, связанные с семейной жизнью человека, детскородительскими отношения
ми, через изучение возможностей понимания себя как родителя и принятия ответственно
сти за реализацию воспитательного потенциала своей семьи. Данная книга адресована,
прежде всего, родителям, а также может быть полезна педагогам, воспитателям и студен
там психологопедагогических специальностей вузов.
Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие — практикум.—
2е изд., испр. и доп. — М. : Издво Московского психологосоциального уни
верситета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. — 552 с.
Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями психологического обсле
дования семьи в целях исследования, консультирования и терапии. Наиболее подробно
представлены методики диагностики психологических особенностей родительскодет
ских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы). Учебное
пособие содержит самый полный обзор методик в данной области (более 70) и анализ опы
та их использования.
Практикум предназначен для студентовпсихологов и преподавателей психологии, а
также для всех интересующихся вопросами психологии семьи.
Справки о наличии книг, об отправке заказов, о приеме заказов и заклю
чении договоров на поставку литературы по тел.: (495) 7969262, доб. 1301,
а также по электронной почте: publish@mpsu.ru
Библиотеки образовательных учреждений комплектуются на льготных
условиях.
Стр.311
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
115191, Москва, 4й Рощинский прд, 9а.
Тел.: (495) 7969262, доб., 1301.
Email: esaiko@mpsu.ru
Мир психологии
2018,№1 (93)
Подписано в печать 19.03.2018. Формат 70ƀ100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 1 000 экз. Заказ № 0000
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.312