Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Ярославский педагогический вестник

Ярославский педагогический вестник №6 2018

0   0
Страниц436
ID586401
АннотацияНаучный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Ярославский педагогический вестник .— Ярославль : ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО .— 2018 .— №6 .— 436 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/586401 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Научный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. <...> Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. <...> Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии. <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№6_2018.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Ярославский_педагогический_вестник_№6_2018.pdf
РИО ЯГПУ, 2018. – № 6 (105). – 435 c. – ISSN 1813-145Х. 2018, № 6 (105). – 500 экз. Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль : ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области УЧРЕДИТЕЛИ: М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора, ответственный редактор); Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; Е. И. Казакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета; В. К. Кантор, доктор философских наук, профессор, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; А. В. Карпов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; А. Ло, доктор исторических наук, професссор Института истории и культуры Центрально-Китайского педагогического университета, г. Ухань, КНР; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лаверова РАН, г. Архангельск; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; И. В. Упениеце, доктор педагогических наук, профессор Рижского университета им. П. Страдиньша; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; А. М. Ходырев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, проректор по научной работе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу, КНР; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического университета, г. Пекин, КНР; В. Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель департамента психологии НИУ Высшая школа экономики; В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, президент Вятского государственного университета; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН; В. А. Янчук, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Академии постдипломного образования, г. Минск, Беларусь РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим группам научных специальностей: 13.00.00 – педагогические науки; 19.00.00 – психологические науки; 24.00.00 – культурология Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии. Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1 Тел.: (4852)72-64-05, 32-98-69 (издательство) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС 77-68474 от 31.01.2017 Адреса в интернете: http://yspu.org/ : http://vestnik.yspu.org/ Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586 Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» см. на сайте: http://vestnik.yspu.org /?page = athors_format © ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2018 © Авторы статей, 2018
Стр.2
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region FOUNDING PARTIES: RIO YSPU, 2018. – № 6 (105). – 435 p. – ISSN 1813-145X. 2018, № 6 (105). – 500 pcs. Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl : M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-inChief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief); L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor); T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl region; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; E. I. Kazakova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Continuous Philological Education and Educational Management Department of Saint-Petersburg State University; K. Kantor, Doctor of Philosophical Scences, Professor, Head of the International laboratory for researches of the Russian-European intellectual dialogue of the National research university «Higher School of Economics»; A. V. Karpov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, corresponding member of Russian Academy of Science, Honoured worker of science of the Russian Federation, Honoured worker of higher school of the Russian Federation, Head of the Labour Psychology and Organizational Psychology Department, Dean of the Faculty of Psychology of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; A. Lo, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Institute of history and culture of the Central Chinese pedagogical university, Wuhan, People's Republic of China; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher, Head of the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, chief researcher of the Federal Research Center of Complex Study of the Arctic region named after Academician of RAS N. P. Laverov, Arkhangelsk; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Social Pedagogics and Organization of Work with Youth Department of Yaroslavl State Pedagogical University named ater K. D. Ushinsky; A. Yu. Tikhonova, Doctor of Culturology, Associate Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; I. V. Upenietse, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Riga University named after P. Stradinsh; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; A. M. Khodyrev, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Theory and History of Pedagogics Department, Vice-Rector for Research of YSPU named after K. D. Ushinsky; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Humanitarian Institute of the University of Science and Technology in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi, 1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the New World History Centre of the Institute of History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; V. D. Shadrikov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Academician of Russian Academy of Education, Honored worker of science of the Russian Federation, research supervisor of the Department of Psychology of NIU Higher School of Economics; V. T. Yungblyud, Doctor of Historical Sciences, Professor, President of Vyatka State University; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; V. A. Yanchuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Psychology of Academy of Post-Degree Education, Minsk, Belarus THE EDITORIAL BOARD The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published. The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board. Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1 Ph.: (4852) 72-64-05, 32-98-69 (publishing house) The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media ПИ № ФС 77-68474 dated from 31.01.2017 The Internet address: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/ Certificate of mass media registration: Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»: http://vestnik.yspu.org/?page = athors_format © FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky», 2018 © Authors of articles, 2018
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научный журнал Издается с 1994 года № 6 (105)–2018 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Груздев М. В., Колбовский Е. Ю. Образовательное пространство сельских территорий: подходы к моделированию _______8 Пашков А. Г. Основные идеи общественно-педагогического движения трудовой школы XVIII – начала XX в. __________ 19 Репринцев А. В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального ______________________________________________________________ 31 Лебедева Н. Г., Паладьев С. Л., Ходырев А. М. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России ____________________________________________________________ 47 Белкина В. Н., Захарова Т. Н., Сергеева Г. В. Реализация принципа открытости в региональной системе дошкольного образования_________________________________________________________ 54 Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ _________________________________________________________ 61 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Монахов В. М., Тихомиров С. А. Эволюция методической системы электронного обучения __________________________ 76 Дворяткина С. Н., Симоновская Г. А. Актуализация синергетических эффектов в «проблемных зонах» школьного математического образования на основе шахматной игры _________________________________________ 89 Антонова Л. Г., Зимина Л. И. Инновационные модели работы с текстом на занятиях со студентами-филологами _______ 98 Филонова Ю. А. «Мозговой штурм» как метод изучения литературного произведения _____________________________ 108 Остренкова М. А. Использование диалектных фразеологизмов на уроках русского языка: лингвокультуроведческий аспект ______________________________________________________________________ 116 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шаров А. С. Рефлексивно-регулятивный подход к компетентностному обучению студентов ________________________ 123 Власов Д. А. Использование инструментального средства Evolver 7.0 в математической подготовке студента-экономиста _______________________________________________________ 131 Носков Е. А. Технологии обучения и геймификация в образовательной деятельности ______________________________ 138 Политкина Г. А. Использование компаративных средств при изучении иностранного языка ________________________ 145 Мирошниченко С. А. Обучение интертекстуальному анализу на занятиях по иностранному языку ___________________ 151 Белкина В. Н., Елкина Н. В., Шкатова Т. Г. Ведущие принципы подготовки педагога дошкольного профиля в контексте модернизации образования _________________________________________________________________ 156 Соколова М. В. Подготовка студентов педагогических вузов к исследованию семейной истории _____________________ 163 Бурухин С. Ф., Кулагина Е. В. Физические упражнения как комплексное педагогическое средство воспитания студентов ________________________________________________________________________________ 173 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Куфтяк Е. В. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития ____________________________________________________________________ 180 Инденбаум Е. Л., Гостар А. А. Мониторинг личностных результатов образования школьников с трудностями обучения ______________________________________________________________________________ 185 Симановский А. Э., Воронина С. Н., Климычева М. И., Сиротина Н. С. Восприятие детьми с нарушением интеллекта гендерного взаимодействия ___________________________________________________________________________ 195 Денисова О. А., Леханова О. Л. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования __________________________________________________________ 202 4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Мышление, мысль, одаренность________________________________________________ 212 Нагдян Р. М. Принцип тринитарности в трансцендентальной психологии ________________________________________ 229 Турчин А. С. Семиотический подход в проблематике акмеологии образования ____________________________________ 240 Костригин А. А. Психологические идеи В. А. Снегирева: от философской к научной психологии ____________________ 249 Шипова Н. С. Диадическое совладание «особых» пар_________________________________________________________ 260 Тихонова И. В., Шипова Н. С., Иванова Е. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников ________________________________________________________________ 267 Самохвалова А. Г. Социокультурные различия коммуникативных трудностей белорусских и российских подростков ___ 277 Малышев К. Б., Неволина О. Ю., Малышева О. А. Исследование мотивов женской лжи (на материале повести Л. Е. Улицкой «Сквозная линия») __________________________________________________ 285 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Методологические подходы Ф. И. Буслаева к изучению мифологического сознания ___ 291 Соколов К. Б. Глобализационные процессы в искусстве _______________________________________________________ 303 Злотникова Т. С. Искусствоведческий дискурс нехудожественных практик: методология понимания массовой культуры _____________________________________________________________ 310 Разлогов К. Э. Кинематограф в парадигме когнитивистики и нейропсихологии: на пути к нейрокино _________________ 314 Азов А. В. Проблема нового интегративного знания: обзор дискуссий ___________________________________________ 320 Платонов Р. С. Античные влияния в этике раннего Нового времени: методология исследования ____________________ 328 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Поликарпов С. С. Пространственные ориентиры картины мира древних индийцев: парадигма уникального ____________ 337 Осьмачко С. Г. Уставы духовных академий 1869 и 1884 гг.: дискурсивное поле либерального и консервативного нарративов_________________________________________________________________________ 344 Габриелян О. А. Русский мир: мифопоэтические основания идеологии __________________________________________ 353 Брандт Г. А. «Новая драма» в оптике культурной антропологии: феномен исчезновения человека ___________________ 359 Бурлина Е. Я. Полифония творческих пространств в советской культуре: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, М. А. Булгаков _____________________________________________________________________ 365 Ерохина Т. И., Желтов Е. C. Репрезентация мифотворчества Г. Ф. Лавкрафта в современной массовой культуре _______ 372 Гавристова Т. М., Хохолькова Н. Е. Африканские травелоги: вопреки стереотипам _______________________________ 381 КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ Александрова М. В., Никифоров Ю. С. «Я хлопотал "по-культурному"»: советский гражданин в системе коммуникативных практик местной элиты (1950-1960 гг.) _________________________________________ 388 Еремин А. В. Ритуализация социально-политических практик и сакрализация власти в контексте государственно-церковных отношений в постсоветской России ___________________________________ 395 Дмитриевский В. Н., Салиева Н. Ю. Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI в.) _____________________________________________________________________________________ 400 Летина Н. Н. «Максим Горький» – человек, цитата, хэштег провинциальной ойкумены facebook ____________________ 406 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ О научной активности ярославских культурологов ___________________________________________________________ 411 А. Н. Иванов как исследователь ярославского периода жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского _________ 415 О результатах Международной конференции по непрерывному образованию в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ____________ 419 «Властелины Золотого Кольца»: образ региональной и центральной власти в исторической памяти и архивных документах. «Круглый стол» молодых историков ЯГПУ _________________________________________ 424 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 427 5
Стр.5
YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Scientific Magazine Published since 1994 № 6 (105)–2018 THE CONTENT GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Gruzdev M. V., Kolbovsky E. Yu. Educational Space of Rural Areas: Modeling Approaches __________________________ 8 Pahkov A. G. Theory and Practice of Social and Pedagogical Movement of the Labor School of the XVIII – the early XX centuries ________________________________________________________________ 19 Reprintsev A. V. Labor in the System of Factors of Ethno-Cultural Socialization of Modern Youth: the Dialectic of Social and Individual _________________________________________________________________ 31 Lebedeva N. G., Paladiev S. L., Khodyrev A. M. Standard and Legal Analysis of Social Order for Preparing Pedagogical Staff in Russia _____________________________________________________________ 47 Belkina V. N., Zakharova T. N., Sergeeva G. V. Realization of the Principle of Openness in the Regional System of Preschool Education _________________________________________________________ 54 Zolotariova A. V., Kulichkina M. A., Sinitsyn I. S. Concept of Ensuring Availability of Additional General Education Programs ____________________________________________________________ 61 THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION Monakhov V. M., Tikhomirov S. A. Evolution of the Methodical System of E-Learning ____________________________ 76 Dvoryatkina S. N., Simonovskaya G. A. Updating of Synergetic Effects in «Problem Zones» of School Mathematical Education Based on the Chess Game _____________________________________________ 89 Antonova L. G., Zimina L. I. Innovative Models of Work with the Text at Lessons with Student-Philologists ___________ 98 Filonova Yu. A. «Brainstorming» as a Method for Studying the Literary Work __________________________________ 108 Ostrenkova M. A. Use of Dialect Phraseological Units at Russian Lessons: Linguoculturological Aspect ______________ 116 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION Sharov A. S. Reflexive-Regulatory Approach as a Basis for Competence Training of Students ______________________ 123 Vlasov D. A. Use of the Tool Means of Evolver 7.0 in Mathematical Training of the Student Economist _______________ 131 Noskov Y. A. Learning Technologies and Gamification in Educational Activities _________________________________ 138 Politkina G. A. Use of Comparative Means in Learning of a Foreign Language __________________________________ 145 Miroshnichenko S. A. Training in the Intertextual Analysis at Foreign Language Classes __________________________ 151 Belkina V. N., Elkina N. V., Shkatova T. G. Leading Principles of Pre-School Teacher Training in the Context of Education Modernization ___________________________________________________________ 156 Sokolova M. V. Training of Pedagogical Higher Education Institution Students to Research Family Hhistory ___________ 163 Burukhin S. F., Kulagina E. V. Physical Exercises as Complex Pedagogica Meansin Students’ Training ______________ 173 CORRECTIONAL PEDAGOGICS Kuftyak E. V. Personal Determinants of Social and Psychological Adaptation of Children with Mental Retardation ______ 180 Indenbaum E. L., Gostar A. A. Monitoring of Education Personal Results of School Students with Learning Disabilities _ 185 Simanovsky A. E., Voronina S. N., Klimycheva M. I., Sirotina N. S. Perception of Gender Interaction by Children with Mental Disorders ___________________________________________________________________________ 195 Denisova O. A., Lekhanova O. L. Support of Students with Health Disabilities in Educational Space of Inclusive Higher Education ____________________________________________________ 202 6
Стр.6
PSYCHOLOGY Shadrikov V. D., Mazilov V. A. Thinking, Thought, Giftedness _______________________________________________ 212 Naghdyan R. M. The Principle of Trinitarity in Transcendental Psychology _____________________________________ 229 Turchin A. S. On the Possibility of Applying Methodology of the Activity Approach to the Problem of Education Acmeology _____________________________________________________________ 240 Kostrigin A. A. V. A. Snegirev’s Psychological Ideas: at the Turning Point of Philosophical and Scientific Psychology ___________________________________________ 249 Shipova N. S. Dyadic Coping of «Special» Couples ________________________________________________________ 260 Tikhonova I. V., Shipova N. S., Ivanova E. A. Research of Inclusive Education Teachers’ Needs in the Context of Designing Team Interaction _________________________________________________________ 267 Samokhvalova A. G. Socio-Cultural Differences in Communicative Difficulties of Belarusian and Russian Adolescents _________________________________________________________________________ 277 Malyshev K. B., Nevolina O. U., Malysheva O. A. Study of the Motives of Women's Lies on the Material of the Story L. E. Ulitskaya «Through-Line» _____________________________________________ 285 THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Novikov M. V., Perfilova T. B. F. I. Buslaev’s Methodological Approaches to Study Mythological Consciousness_______ 291 Sokolov K. B. Globalization Processes In Art _____________________________________________________________ 303 Zlotnikova T. S. Art Criticism Discourse of Non-Art Practices: Methodology of Popular Culture Understanding ________ 310 Razlogov K. E. Cinema in the Paradigm of Cognitive Science and Neuropsychology: towards Neurocinema ___________ 314 Azov A. V. The Problem of New Integrative Knowledge: a Review of Discussions ________________________________ 320 Platonov R. S. Antique Influence in Ethics of the Early Modern Period: Research Methodology _____________________ 328 HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Polikarpov S. S. Spatial Reference Points of Ancient Indians’ Picture of the World: Paradigm of Unique ______________ 337 Osmachko S. G. Charters of Spiritual Academies in 1869 and 1884: Discoursive Field of the Liberal and Conservative Narratives ___________________________________________________________ 344 Gabrielyan O. A. Russian World: Mythopoetic Foundation of Ideology ________________________________________ 353 Brandt G. A. «New Drama» in Cultural Anthropology Optics: a Phenomenon of Disappearance of the Person __________ 359 Burlina E. Ya. Polyphony of Creative Spaces in Soviet Culture: S. S. Prokofiev, D. D. Shostakovich, M. A. Bulgakov ___________________________________________________ 365 Erokhina T. I., Zheltov E. S. Representation of H. P. Lovecraft’s Myth-Making in Modern Popular Culture ___________ 372 Gavristova T. M., Khokholkova N. E. African Travelogues: Contrary to Stereotypes ______________________________ 381 CULTURE CONFORMABLE PRACTICES Aleksandrova M. V., Nikiforov Yu. S. «I was Busy in a Cultural Way»: a Soviet Citizen in the System of Communicative Practices of the Local Elite (1950-1960) ______________________ 388 Eriomin A. V. Ritualization of Socio-Political Practices and Sacralization of the Power in the Context of the State and Church Relations of Post-Soviet Russia ___________________________ 395 Dmitrievsky V. N., Salieva N. Yu. Problems of Theatre Inclusion in the Sociocultural Aspect of the City and Region (the beginning of the XXI century)__________________________________________________________________ 400 Liotina N. N. Maxim Gorky – Person, Quote, Hashtag of the Provincial Oikumene of Facebook _____________________ 406 SCIENTIFIC LIFE Yaroslavl cultural study school in the actual context ________________________________________________________ 411 A. N. Ivanov as a researcher of K. D. Ushinsky’s Yaroslavl period of life and educational work _____________________ 415 On results of the International conference on continuous education in YSPU named after K. D. Ushinsky ______________ 419 «Lords of the Golden Ring»: the image of the regional and central power in historical memory and archival documents. A round table of YSPU young historians _____________________________________________________________ 424 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 432 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.