Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
ЯРОСЛАВСКИЙ
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2018 – № 1
Ярославль
2018
Стр.1
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
УЧРЕДИТЕЛИ:
РИО ЯГПУ, 2018. – № 1. – 283 c. – ISSN 1813–145Х.
2018, № 1. – 500 экз.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный
редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики
профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора,
ответственный редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного
редактора); М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института изучения
детства, семьи и воспитания РАО (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; В. В. Афанасьев, доктор
педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова,
доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой
педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка,
Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет, г. Пуатье,
Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета;
Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского
государственного университета им. Н. П. Огарева; В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания
РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских
наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института
развития образования, г. Ярославль; А. В. Карпов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ,
Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, декан факультета психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории
культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»;
З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Х. Люк, доктор психологических
наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских наук, главный
научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии,
главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лаверова РАН, г. Архангельск;
К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии
им. С. А. Герасимова; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического
образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и
организации работы с молодежью Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор
культурологии, доцент, заведующая кафедрой философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета
им. И. Н. Ульянова; И. В. Упениеце, доктор педагогических наук, профессор Рижского университета им. П. Страдиньша; В. П. Федюк, доктор исторических
наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; А. М. Ходырев, кандидат
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; Н. А. Хренов,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор
педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ц. Чжан, доктор исторических наук, доцент Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу, КНР; Ц. Чжан, доктор исторических
наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического университета, г. Пекин, КНР; В. Д. Шадриков,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель департамента психологии НИУ Высшая
школа экономики; В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, президент Вятского государственного университета; А. В. Юревич, доктор
психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН; В. А. Янчук, доктор психологических
наук, профессор, декан факультета психологии Академии постдипломного образования, г. Минск, Беларусь
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим группам научных специальностей:
13.00.00 – педагогические науки; 19.00.00 – психологические науки; 24.00.00 – культурология
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Адреса в интернете: http://yspu.org/ ; http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http: // vestnik.yspu.org /?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2018
© Авторы статей, 2018
Стр.2
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
FOUNDING PARTIES:
RIO YSPU, 2018. – № 1. – 283 p. – ISSN 1813–145X.
2018, № 1. – 500 pcs.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-inChief);
M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and Methods of Professional
Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief); T. S. Zlotnikova, Doctor of
Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian
Federation (Deputy Chief Editor); V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the
Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and
Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights
Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor,
Director of the Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the
Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian
Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of
Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State
named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the
Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute;
L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; A. V. Karpov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, corresponding member of Russian
Academy of Science, Honoured worker of science of the Russian Federation, Honoured worker of higher school of the Russian Federation, Head of the Labour
Psychology and Organizational Psychology Department, Dean of the Faculty of Psychology of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov;
I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, ViceChairman
of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock,
Poland; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; S. G. Makeeva,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher,
Head of the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, chief
researcher of the Federal Research Center of Complex Study of the Arctic region named after Academician of RAS N. P. Laverov, Arkhangelsk; K. E. Razlogov,
Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian
Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the
Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of
the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Social Pedagogics and Organization of Work with Youth Department of Yaroslavl State
Pedagogical University named ater K. D. Ushinsky; A. Yu. Tikhonova, Doctor of Culturology, Associate Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department
of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.. N. Uliyanov; I. V. Upenietse, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Riga University
named after P. Stradinsh; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after
P. G. Demidov; Khodyrev A. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Theory and History of Pedagogics Department, Vice-Rector for Research of
YSPU named after K. D. Ushinsky; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism,
Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Humanitarian Institute of the University of Science and Technology
in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi, 1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the New World
History Centre of the Institute of History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; V. D. Shadrikov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Academician
of Russian Academy of Education, Honored worker of science of the Russian Federation, research supervisor of the Department of Psychology of NIU Higher
School of Economics; V. T. Yungblyud, Doctor of Historical Sciences, Professor, President of Vyatka State University; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological
Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences;
V. A. Yanchuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Psychology of Academy of Post-Degree Education, Minsk, Belarus
THE EDITORIAL BOARD
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results
of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
The Internet address: http: // yspu.org / ; http: // vestnik.yspu.org /
Certificate of mass media registration:
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2018
© Authors of articles, 2018
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 1–2018
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мазилов В. А. Инновации в современном образовании: психология vs педагогика ________________________ 8
Вагнер И. В. Актуальные задачи подготовки кадров в контексте реализации
профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» ________________________________ 23
Тихомирова О. В. Улучшение качества преподавания в школах с неблагоприятными
социальными условиями средствами профессиональных обучающихся сообществ учителей ___________ 28
Макарова В. А., Козлова Е. Б. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной
среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка_________________ 35
Криницкая Г. М. Социальное проектирование как средство формирования
гражданской позиции школьников____________________________________________________________ 40
Буслаева Е. Н. Инклюзивная образовательная среда – условие самореализации детей
с ограниченными возможностями здоровья ____________________________________________________ 46
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Беляева Н. В. Углубленный аспект анализа лирики при подготовке старшеклассников
к олимпиаде по литературе __________________________________________________________________ 52
Болотова С. К., Гусева Л. А. Аномальная орфография в школьном и вузовском обучении ________________ 61
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Психолого-педагогическая подготовка студентов
к реализации трудовых функций _____________________________________________________________ 66
Новоторцева Н. В., Смирнова И. А. Формирование диагностико-аналитических компетенций
у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» ___________________ 73
Азизова И. Ю. Учебно-профессиональные задачи становления субъектности будущих учителей биологии __ 80
Тамарская Н. В., Бокарев М. Ю., Мамонова А. В. Интерактивные технологии формирования
компетенций аспирантов ____________________________________________________________________ 84
Князева Т. Г. Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода ____ 90
Переславцева Л. И. Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта ____________ 95
Яременко А. И., Ванчакова Н. П., Макошина Е. C., Красильникова Н. В., Вацкель Е. А. Модель
формирования целостного восприятия пациента врачом
в системе непрерывного медицинского образования ____________________________________________ 102
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков
в дополнительном аэрокосмическом образовании ______________________________________________ 107
Тихомирова Е. Н., Иродова И. А. Оценка сформированности естественно-научных
представлений школьников о мегамире в системе дополнительного астрономического образования ____ 116
4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Юревич А. В. Психологические аспекты отношения к смерти _______________________________________ 123
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Системогенетический анализ развития учебной деятельности __________ 133
Воронова А. В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы ___________________________ 139
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Концепция всеобщих законов развития культуры Ф. И. Буслаева ________ 148
Липский В. Н. Западноевропейская цивилизация и культура в мировосприятии Ф. М. Достоевского ______ 156
Осьмачко С. Г. Методология и метод научного поиска К. Н. Леонтьева в оценках Н. А. Бердяева _________ 162
Аполлонов И. А. Мультикультурализм и проблема границ культуры _________________________________ 168
Барбой Ю. М. Театр как комплекс и пути его изучения_____________________________________________ 172
Драч Г. В. Личность в культурном интерьере: античная классика ____________________________________ 177
Хренов Н. А. Творческие личности и культурные модели: проблема преемственности
в отечественной кинорежиссуре (взгляд культуролога) _________________________________________ 182
Куимова В. М. Личность творца сквозь призму архетипических представлений ________________________ 190
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Басалова Н. С. Социокультурный аспект политики урбанизации Птолемеев ___________________________ 195
Юрьева Т. В. Историческая компонента в интерпретации русского православного иконостаса ____________ 200
Сараева Е. Л. Война 1812 г.: взгляд московской аристократки М. А. Волковой _________________________ 209
Густякова Д. Ю. Имидж русской оперной классики в массовой культуре _____________________________ 217
Шапинская Е. Н. На краю пропасти: дискурс любви в романе И. А. Гончарова «Обрыв» ________________ 223
Цимбалова С. И. Русское актерское искусство ХIХ в.: проблемы типологии ___________________________ 229
Святославский А. В., Алехина А. А. Творческая личность на рубеже эпох: к дискуссии вокруг повести
М. Пришвина «Мирская чаша» _____________________________________________________________ 234
Чжун Цзаньпин «Один пояс – один путь» как новая форма диалога между Китаем и цивилизациями _____ 239
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Злотникова Т. С., Макарова А. Д. Placemaking: от глобального движения к локальному опыту ___________ 244
Тучина О. Р. Диаспора как пограничный феномен культуры ________________________________________ 249
Тарумова Н. Т. Архивные материалы к словарю языка А. Белого
(индивидуальная интенция творческой личности) ______________________________________________ 253
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Барабаш Н. А. С памятью о настоящем (рецензия) ________________________________________________ 259
Адамов О. И. Полифония образов в архитектуре Габриэля Гуэврекяна (рецензия) ______________________ 262
Маэстро учения, академик, императрица: памяти Н. Ф. Талызиной ___________________________________ 265
Кончается время (памяти Ю. М. Барбоя) _________________________________________________________ 269
«Неделя науки и образования в интересах мира и развития» в МПГУ _________________________________ 272
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________ 276
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 1–2018
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Mazilov V. A. Innovations in Modern Education: Psychology vs Pedagogics _________________________________ 8
Wagner I. V. Crucial Tasks of Staff Training in the Context of Realization of the Professional Standard
«Specialist in the Field of Education» ___________________________________________________________ 23
Tikhomirova O. V. Improvement of Teac00hing Quality in Schools with Disadvantaged Social Conditions
by Means of Teachers’ Professional Studying Communities _________________________________________ 28
Makarova V. A., Kozlova E. B. Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment
as a Condition of Psychological and Pedagogical Support of the Child’s Self-Development _________________ 35
Krinitskaya G. M. Social Design as a Means of Formation of School Students’ Civic Stand ____________________ 40
Buslaeva E. N. Inclusive Educational Environment as a Condition for Self-Realization of Children with Disabilities 46
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Belyaeva N. V. A Profound Aspect of the Analysis of Lyrics when Training Seniors for the Olympiads on Literature 52
Bolotova S. K., Guseva L. A. Abnormal Spelling in School and Higher School Training _______________________ 61
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V., Gruzdev M. V., Kharisova I. G. Psychological and Pedagogical Training of Students
to Implement Labour Functions ________________________________________________________________ 66
Novotortseva N. V., Smirnova I. A. Formation of Diagnostic-Analytical Competences of Students Studying
in «Special (Defectological) Education» Direction _________________________________________________ 73
Azizova I. Yu. Educational-Professional Tasks in the Development of Future Biology Teachers’ Subjectivity ______ 80
Tamarskaya N. V., Bokarev M. Yu., Mamonova A. V. Interactive Technologies
in Forming Postgraduate Students’ Competences __________________________________________________ 84
Knyazeva T. G. Monitoring of the Teacher’s Readiness to Implement the Meta-Subject Approach _______________ 90
Pereslavtseva L. I. Formation of the Information Culture of the Future Music Teacher ________________________ 95
Yaremenko A. I., Vanchakova N. P., Makoshina E. S., Krasilnikova N. V., Vatskel E. A. A Model of Formation
of Holistic Perception of a Patient by the Doctor during Continuous Medical Education ___________________ 102
ADDITIONAL EDUCATION
Ivanova I. V. Pedagogical Support of Teenagers’ Self-Development in Additional Aerospace Education _________ 107
Tikhomirova E. N., Irodova I. A. Assessment of Formation of School Students’ Natural-Science Ideas
on the Megaworld in the Additional Astronomical Education System _________________________________ 116
PSYCHOLOGY
Yurevich A. V. Psychological Aspects of the Attitude to Death__________________________________________ 123
Povarenkov Yu. P., Slepko Yu. N. The Systemogenetic Analysis of Educational Activity Development _________ 133
Voronova A. V. Gender Psychology: Some Problems and Prospects _____________________________________ 139
6
Стр.6
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Novikov M. V., Perfilova T. B. F. I. Buslaev’s Concept of Cultural Development General Laws _______________ 148
Lipsky V. N. The Western European Civilization and Culture in F. M. Dostoevsky's World Perception __________ 156
Osmachko S. G. K. N. Leontiev’s Methodology and a Method of Scientific Search in N. A. Berdyaev's Estimates _ 162
Apollonov I. A. Multiculturalism and Problem of Borders of Culture _____________________________________ 168
Barboi Yu. M. Theater as a Complex and Ways of Its Studying _________________________________________ 172
Drach G. V. The Personality in a Cultural Interior: Antique Classics _____________________________________ 177
Khrenov N. A. Creative Persons and Cultural Models: a Continuity Problem in Russian Film Direction
(the culturologist's view) ____________________________________________________________________ 182
Kuimova V. M. A Creator’s Personality in the Prism of Archetypal Representations _________________________ 190
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Basalova N. S. Social and Cultural Aspect of the Urbanization Policy of the Ptolemaic Dynasty _______________ 195
Yurieva T. V. A Historical Component in Interpretation of the Russian Orthodox Iconostasis __________________ 200
Saraeva E. L. War of 1812: Moscow Aristocrat M. A. Volkova’s View ___________________________________ 209
Gustyakova D. Yu. The Image of the Russian Opera Classics in Popular Culture ____________________________ 217
Shapinskaya E. N. On the Edge of the Abyss: Love Discourse in I. A. Goncharov’s Novel «The Precipice» ______ 223
Tsymbalova S. I. Russian Actor’s Art of the XIX century: Typology Problems _____________________________ 229
Svyatoslavsky A. V., Alyokhina A. A. A Creative Personality at the Boundary of Epochs: Concerning the Discussion
around the Michael Prishvin’s Story «Cup of Peace» ______________________________________________ 234
Zhong Zanping «One Belt – One Way» as a New Form of Dialogue between China and Civilizations __________ 239
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Zlotnikova T. S., Makarova A. D. Placemaking: from Global Movement to Local Experience _________________ 244
Tuchina O. R. Diaspora as a Frontier Phenomenon of Culture __________________________________________ 249
Tarumova N. T. Archival Materials to A. Bely’s Language Dictionary (personal intention of a creative individual) 253
SCIENTIFIC LIFE
Barabash N. A. With Memory about the Present _____________________________________________________ 259
Adamov O. I. Polyphony of Images in Gabriel Guevrekyan's Architecture _________________________________ 262
Maestro of Education, Academician, Empress: to the Memory of N. F. Talyzina ____________________________ 265
Time Comes to the End (to memory on Yu. M. Barboi) _______________________________________________ 269
«Week of Science and Education for the Benefit of the World and Development» in MSPU ___________________ 272
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________ 280
7
Стр.7