УДК 324 Шингарева Наталья Викторовна кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права. <...> Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя shingareva@list.ru ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ в. <...> В статье анализируются правовые основы и формы контроля Го сударственной думы над деятельностью органов исполнительной власти согласно Учреждения Государственной думы от 20 февраля 1906 г. Основным инструментом думского контроля являлись запросы, действенность которых в определенной мере снижалась по следующим при чинам: правом запроса обладали не депутаты в отдельности, а вся Дума в целом; нацеленность Думы не столько на выяснение сути дела, сколько на противостояние правительству; сама процедура предоставления ответа на запрос давала министрам возможность долго не реагировать на него, а иногда просто отказывать Думе в предоставлении необходимой информации. <...> Также, контрольные Государственной думы могли быть расширены явочным порядком, например, путем осуществление не предусмотренных законодательством думских расследований. <...> Ключевые слова : Государственная дума, контроль за исполнительной властью, ответственность администрации, право право запросов, думское расследование. онтроль за исполнительной властью является одной из основных функций парламента. <...> Лоу говорил, что «никакая другая система не может, кажется, так удачно поставить центральную административную власть под контроль лиц, считающихся представителями народной воли» [1, с. <...> В Российской империи должностные лица несли ответственность , либо непосредственно перед монархом, либо в порядке подчинения [2, с. <...> Одно из положений указа 12 декабря 1904 г. «О предначертаниях к усопорядка» ответвершенствованию было кратического направлено государственного на упорядочивание ственности администрации , но в пределах бюростроя, то есть перед монархом <...>