МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 39.03.02 – Социальная работа Профиль подготовки «Социальное обслуживание и стандартизация социальных услуг» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 36:316.422 (075.8) ББК 65.272 я73 С 69 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета С 69 Социальные инновации: практикум / авт.-сост. <...> Пособие представляет собой составную часть учебно-методического комплекса курса «Социальные инновации», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.02 – Социальная работа. <...> Содержит практические занятия, вопросы и задания для формирования и контроля владения компетенциями. <...> УДК 36:316.422 (075.8) ББК 65.272 я73 Автор-составитель: канд. пед. наук, доцент И. В. Черникова Рецензенты: д-р социол наук, профессор М. М. Шульга, канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко (СтГМУ) © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ВВЕДЕНИЕ Курс «Социальные инновации» представляет собой систематическое изложение научных основ и представлений об инновациях, инновационном процессе, инновационной деятельности в социальной сфере. <...> В курсе реализован многоуровневый подход к рассмотрению вопросов социальной инноватики, что имеет большое значение не только для получения определенных навыков аналитической, диагностической и проектной работы в практике социальной работы, но и для формирования таких качеств специалиста, как направленность на изменения, способность к восприятию нововведений. <...> В процессе освоения дисциплины «Социальные инновации» бакалавр формирует и демонстрирует следующие компетенции: 1) способность к инновационной деятельности в социальной сфере (ПК-2); 2) способность участвовать в пилотных <...>
Социальные_инновации_практикум._Направление_подготовки_39.03.02_–_Социальная_работа._Профиль_подготовки_«Социальное_обслуживание_и_стандартизация_социальных_услуг»._Бакалавриат.pdf
УДК 36:316.422 (075.8)
ББК 65.272 я73
С 69
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
С 69
Социальные инновации: практикум / авт.-сост. И. В. Черникова. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 76 с.
Пособие представляет собой составную часть учебно-методического комплекса
курса «Социальные инновации», разработанного в соответствии с
требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.02 – Социальная
работа.
Содержит практические занятия, вопросы и задания для формирования
и контроля владения компетенциями. Практические занятия ориентируют
студентов на всестороннее и системное изучение теоретических и технологических
основ социальной инноватики.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению 39.03.02 –
Социальная работа.
УДК 36:316.422 (075.8)
ББК 65.272 я73
Автор-составитель:
канд. пед. наук, доцент И. В. Черникова
Рецензенты:
д-р социол наук, профессор М. М. Шульга,
канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко (СтГМУ)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Социальные инновации» представляет собой систематическое
изложение научных основ и представлений об инновациях, инновационном
процессе, инновационной деятельности в социальной
сфере. В курсе реализован многоуровневый подход к рассмотрению
вопросов социальной инноватики, что имеет большое значение не
только для получения определенных навыков аналитической, диагностической
и проектной работы в практике социальной работы, но
и для формирования таких качеств специалиста, как направленность
на изменения, способность к восприятию нововведений.
В процессе освоения дисциплины «Социальные инновации» бакалавр
формирует и демонстрирует следующие компетенции:
1) способность к инновационной деятельности в социальной сфере
(ПК-2);
2) способность участвовать в пилотных проектах по созданию
инновационных площадок учреждений в сфере социальной работы
(ПК-14).
Предлагаемая тематика курса предполагает изучение вопросов организации,
планирования, стимулирования и контроля реализации
инновационных процессов в социальной сфере. В изучении курса
значительное место отводится прикладным аспектам инновационной
деятельности: разбору практических ситуаций на конкретном объекте,
анализу законодательных и нормативных актов в области регулирования
инновационной деятельности, практике их применения, дискуссиям по
проблемам управления инновационным процессом и т. д.
Структура практикума определяется его содержанием и дидактическими
задачами. Каждая тема снабжена вопросами и заданиями для
формирования и контроля владения компетенциями. Это позволяет
сформировать единую логику изложения каждой темы, что дает возможность
формировать у студентов умение строить относительно логичные
и последовательные частные суждения на основе общего подхода.
Практические занятия являются связующим звеном между теорией
и практикой. На практических занятиях студенты углубляют
и закрепляют теоретические знания, учатся применять адекватные
3
Стр.3
способы действия, ведущие к достижению результата, вырабатывают
аналитические умения, приобретают навыки, необходимые для
выполнения контрольных и курсовых работ. Такими методами решается
основная задача пособия – не только раскрыть главные вопросы
социальной инноватики, но и способствовать активизации и мотивации
самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Данное пособие по структуре и содержанию соответствует программе,
разработанной в соответствии с Государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования и
охватывает комплексный теоретический и практический материал,
раскрывающий различные аспекты социальной инноватики.
4
Стр.4
Содержание
Введение ...............................................................................................3
Тема 1. Сущность и основные понятия инноватики .........................5
Тема. Классификация нововведений ..................................................10
Тема 3. Содержание и структура инновационного процесса ...........16
Тема 4. Экономические и правовые аспекты инновационной
деятельности ...........................................................................24
Тема 5. Управление инновационным процессом в социальной
сфере ........................................................................................28
Тема 6. Организационные формы инновационной деятельности ...31
Тема 7. Причины торможения инноваций в социальной сфере ......39
Тема 8. Социальный эксперимент в инновационном процессе .......44
Тема 9. Инновационные проекты и управление ими .......................47
Тема 10. Оценка эффективности инноваций в социальной сфере ..50
Тема 11. Сущность и особенности педагогических инноваций .....53
Тема 12. Инновации в сфере социальной работы .............................59
Приложения ..........................................................................................62
Литература и интернет-ресурсы .........................................................73
75
Стр.75