Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Политология и социологи : учебное пособие. Направление подготовки 06.03.01 – Биология. Профили подготовки: «Физиология», «Общая биология». Направление подготовки 45.03.01– Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология» (русский язык и литература). Направление подготовки 01.03.02 – Прикладная математика и информатика. Профиль подготовки «Математическое моделирование и вычислительная математика». Направление подготовки 03.03.02 – Физика. Профили подготовки «Физика конденсированного состояния вещества», «Физика Земли и планет». Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыШульга М. М., Галкина Е. В., Гундарь Е. С., Желнакова Н. Ю., Конопелько И. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц200
ID578830
АннотацияПособие представляет собой составную часть учебно-методического обеспечения учебного курса «Политология и социология». Содержит курс лекций, вопросы для самопроверки, литературу. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 06.03.01 – Биология, 45.03.01– Филология, 01.03.02 – Прикладная математика и информатика, 03.03.02 – Физика. Может использоваться в качестве дополнительной литературы для студентов, изучающих курсы «Политология», «Социология», «Политология и социология», обучающихся по другим направлениям подготовки.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 06.03.01 – Биология, 45.03.01– Филология, 01.03.02 – Прикладная математика и информатика, 03.03.02 – Физика. Может использоваться в качестве дополнительной литературы для студентов, изучающих курсы «Политология», «Социология», «Политология и социология», обучающихся по другим направлениям подготовки.
УДК32.001:316
ББК66.0: 60.5
Политология и социологи : учебное пособие. Направление подготовки 06.03.01 – Биология. Профили подготовки: «Физиология», «Общая биология». Направление подготовки 45.03.01– Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология» (русский язык и литература). Направление подготовки 01.03.02 – Прикладная математика и информатика. Профиль подготовки «Математическое моделирование и вычислительная математика». Направление подготовки 03.03.02 – Физика. Профили подготовки «Физика конденсированного состояния вещества», «Физика Земли и планет». Бакалавриат / М. М. Шульга, Е. В. Галкина, Е. С. Гундарь, Н. Ю. Желнакова, И. В. Конопелько .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 200 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578830 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В первую очередь гражданская культура выступает характеристикой уровня цивилизованности общества, которая находится в сфере его социально-правового взаимодействия с государством. <...> В данном случае гражданская культура, выражающаяся в принятии таких общечеловеческих ценностей, как долг, ответственность, человеческое достоинство, равенство, свобода, гуманность, и ориентирующаяся на них, выступает показателем нравственного развития всего общества. <...> Наконец, гражданская культура выступает важным условием развития необходимых для успешной модернизации институтов гражданского общества. <...> Образовательные: – сформировать знание об обществе в целом, его устройстве и механизме функционирования; – сформировать понимание основных проблем, присущих политико-правовому регулированию в сфере общественных отношений; – сформировать знание истории развития как западной, так и русской социально-политической мысли; – сформировать знание содержания основных политико-правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения; – сформировать понимание целей и возможностей развития современного социально-политического процесса. <...> Практические: – сформировать способность методологически грамотно анализировать различные политические процессы и социальные факты; – сформировать способность принимать рациональные решения и умение отстаивать гражданские позиции; – сформировать умение ориентироваться в потоке политико-правовой информации о состоянии и регулировании политических отношений в современном обществе; 4 – сформировать способность применять знания в сфере политических прав и свобод на практике; – сформировать умение и навыки подготовки и проведения социологического исследования, социологического анализа в целом. <...> Воспитательные: – сформировать политическое сознание и политическую культуру; – сформировать осознание своего профессионального потенциала для решения задач <...>
Политология_и_социология_учебное_пособие_Направление_подготовки_06.03.01_–_Биология._Профили_подготовки_«Физиология»,_«Общая_биология»._Направление_подготовки_45.03.01–_Филология._Профиль_подготовки_«_titlebreak_ества»,_«Физика_Земли_и_планет»._Бакалавриат.pdf
УДК 32.001:316 (075.8) ББК 66.0: 60.5 я73 П 50 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета П 50 Политология и социология: учебное пособие / Шульга М. М., Галкина Е. В., Гундарь Е. С., Желнакова Н. Ю., Конопелько И. В.; под ред. Шульга М. М. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 200 с. Пособие представляет собой составную часть учебно-методического обеспечения учебного курса «Политология и социология». Содержит курс лекций, вопросы для самопроверки, литературу. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 06.03.01 – Биология; 45.03.01– Филология; 01.03.02 – Прикладная математика и информатика; 03.03.02 – Физика. Может использоваться в качестве дополнительной литературы для студентов, изучающих курсы «Политология», «Социология», «Политология и социология», обучающихся по другим направлениям подготовки. УДК 32.001:316 (075.8) ББК 66.0: 60.5 я73 Авторы: д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга, д-р полит. наук, профессор Е. В. Галкина, канд. полит. наук, доцент Е. С. Гундарь, канд. истор. наук, доцент Н. Ю. Желнакова, канд. полит. наук, доцент И. В. Конопелько Рецензенты: д-р социол. наук, профессор Т. Ф. Маслова, д-р социол. наук, профессор Т. И. Барсукова © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В Законе об образовании РФ гуманистический характер образования, воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности названы в числе основных принципов государственной политики в сфере образования. На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуализируется цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. О значимости этой цели свидетельствует принятие Правительством Российской Федерации в 2013 г. федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Проблема формирования гражданской культуры у молодых россиян уже давно вышла за рамки научных дискуссий, поскольку необходимость ее решения обусловлена рядом обстоятельств. В первую очередь гражданская культура выступает характеристикой уровня цивилизованности общества, которая находится в сфере его социально-правового взаимодействия с государством. Другой причиной востребованности гражданской культуры молодежи стала потребность в новых морально-нравственных ориентирах – основе для стратегии сохранения социального порядка. В данном случае гражданская культура, выражающаяся в принятии таких общечеловеческих ценностей, как долг, ответственность, человеческое достоинство, равенство, свобода, гуманность, и ориентирующаяся на них, выступает показателем нравственного развития всего общества. Наконец, гражданская культура выступает важным условием развития необходимых для успешной модернизации институтов гражданского общества. Базовым механизмом формирования и развития гражданской культуры студентов является изучение общественных дисциплин, которые в систематизированном виде содержат в себе знания о закономерностях устройства, функционирования и развития современных обществ. Усвоение этих знаний необходимо для понимания процессов, происходящих в окружающем социуме, социальной адаптации в условиях динамично изменяющегося мира, становления собственной системы мировоззрения и успешной реализации своих жизненных стратегий. 3
Стр.3
Универсальными общественными дисциплинами, дающими знания о современном обществе, месте каждого индивида в нем, а также умения и навыки критического анализа общественных процессов и способов преобразования окружающей реальности являются «Социология» и «Политология». В настоящее время данные дисциплины чаще всего отнесены в вариативную часть учебных планов (курсы по выбору) и предлагаются как альтернативные. Понимая необходимость и учебно-воспитательную значимость обоих курсов для формирования профессиональной компетентности выпускников любых специальностей, авторы разработали интегральный курс «Политология и социология», позволяющий вооружить будущих специалистов знаниями, необходимыми для формирования и реализации ими своей активной гражданской позиции. Целью учебной дисциплины является формирование общенаучных и профессиональных компетенций, необходимых для молодого специалиста, готового работать в условиях динамично изменяющегося мира со сложной социокультурной и политико-идеологической структурой. В рамках изучения курса ставятся следующие задачи. Образовательные: – сформировать знание об обществе в целом, его устройстве и механизме функционирования; – сформировать понимание основных проблем, присущих политико-правовому регулированию в сфере общественных отношений; – сформировать знание истории развития как западной, так и русской социально-политической мысли; – сформировать знание содержания основных политико-правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения; – сформировать понимание целей и возможностей развития современного социально-политического процесса. Практические: – сформировать способность методологически грамотно анализировать различные политические процессы и социальные факты; – сформировать способность принимать рациональные решения и умение отстаивать гражданские позиции; – сформировать умение ориентироваться в потоке политико-правовой информации о состоянии и регулировании политических отношений в современном обществе; 4
Стр.4
– сформировать способность применять знания в сфере политических прав и свобод на практике; – сформировать умение и навыки подготовки и проведения социологического исследования, социологического анализа в целом. Воспитательные: – сформировать политическое сознание и политическую культуру; – сформировать осознание своего профессионального потенциала для решения задач в области прав человека, формирования толерантности в обществе; – обеспечить развитие социально-политической компетенции, предполагающей выработку активной гражданской позиции, ответственного отношения к выполнению поставленных задач и достижению обозначенных целей. Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения курсов истории Отечества, философии, социальной философии, правоведения, истории государственных символов России. Освоение дисциплины является базой для изучения экономических и других дисциплин по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла, а также профессиональных дисциплин. В процессе освоения дисциплины у обучающегося формируются общекультурные компетенции: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). При подготовке пособия обобщен материал и опыт преподавания курсов «Политологии» и «Социологии», использована авторская систематизация курса. Пособие раскрывает основное содержание большинства проблем совеременных политологии и социологии, выявляет закономерности, тенденции функционирования политических и социальных явлений. Материал каждой лекции разбит на логические части, каждая из которых представляет собой раскрытие отдельного пункта плана лекции; курсивом выделены разнообразные термины, которые общепризнаны и общеупотребляемы в издаваемой литературе. Их необходимо запомнить, поскольку с ними придется постоянно сталкиваться при чтении политологической и социологической литературы. Пособие содержит в себе достаточный материал для обеспечения и стимулирования самостоятельной работы студентов, а также является необходимым для тех, кто проходит обучение по индивидуальным планам. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................3 КУРС ЛЕКЦИЙ 1. Система социально-политического знания..............................6 2. Методология социально-политических исследований.........32 3. Социально-политические системы............................................61 4. Социально-политические процессы как механизмы развития общества....................................................................................96 5. Акторы социально-политических процессов.........................123 6. Культура в социально-политических процессах современности...........................................................................................162 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................195 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................197 199
Стр.199