УДК 32.001:316 (075.8)
ББК 66.0: 60.5 я73
П 50
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 50 Политология и социология: учебное пособие / Шульга М. М.,
Галкина Е. В., Гундарь Е. С., Желнакова Н. Ю., Конопелько И. В.;
под ред. Шульга М. М. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 200 с.
Пособие представляет собой составную часть учебно-методического
обеспечения учебного курса «Политология и социология».
Содержит курс лекций, вопросы для самопроверки, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки 06.03.01 – Биология; 45.03.01– Филология; 01.03.02 – Прикладная
математика и информатика; 03.03.02 – Физика. Может использоваться
в качестве дополнительной литературы для студентов,
изучающих курсы «Политология», «Социология», «Политология и
социология», обучающихся по другим направлениям подготовки.
УДК 32.001:316 (075.8)
ББК 66.0: 60.5 я73
Авторы:
д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга,
д-р полит. наук, профессор Е. В. Галкина,
канд. полит. наук, доцент Е. С. Гундарь,
канд. истор. наук, доцент Н. Ю. Желнакова,
канд. полит. наук, доцент И. В. Конопелько
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор Т. Ф. Маслова,
д-р социол. наук, профессор Т. И. Барсукова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Законе об образовании РФ гуманистический характер образования,
воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности
названы в числе основных принципов государственной
политики в сфере образования. На фоне современных вызовов и
угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение,
актуализируется цель укрепления гражданского и духовного единства
российской нации. О значимости этой цели свидетельствует
принятие Правительством Российской Федерации в 2013 г. федеральной
целевой программы «Укрепление единства российской нации
и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)».
Проблема формирования гражданской культуры у молодых
россиян уже давно вышла за рамки научных дискуссий, поскольку
необходимость ее решения обусловлена рядом обстоятельств.
В первую очередь гражданская культура выступает характеристикой
уровня цивилизованности общества, которая находится в сфере
его социально-правового взаимодействия с государством. Другой
причиной востребованности гражданской культуры молодежи
стала потребность в новых морально-нравственных ориентирах –
основе для стратегии сохранения социального порядка. В данном
случае гражданская культура, выражающаяся в принятии таких
общечеловеческих ценностей, как долг, ответственность, человеческое
достоинство, равенство, свобода, гуманность, и ориентирующаяся
на них, выступает показателем нравственного развития
всего общества. Наконец, гражданская культура выступает важным
условием развития необходимых для успешной модернизации институтов
гражданского общества.
Базовым механизмом формирования и развития гражданской
культуры студентов является изучение общественных дисциплин,
которые в систематизированном виде содержат в себе знания о закономерностях
устройства, функционирования и развития современных
обществ. Усвоение этих знаний необходимо для понимания
процессов, происходящих в окружающем социуме, социальной
адаптации в условиях динамично изменяющегося мира, становления
собственной системы мировоззрения и успешной реализации
своих жизненных стратегий.
3
Стр.3
Универсальными общественными дисциплинами, дающими
знания о современном обществе, месте каждого индивида в нем,
а также умения и навыки критического анализа общественных процессов
и способов преобразования окружающей реальности являются
«Социология» и «Политология». В настоящее время данные
дисциплины чаще всего отнесены в вариативную часть учебных
планов (курсы по выбору) и предлагаются как альтернативные. Понимая
необходимость и учебно-воспитательную значимость обоих
курсов для формирования профессиональной компетентности выпускников
любых специальностей, авторы разработали интегральный
курс «Политология и социология», позволяющий вооружить
будущих специалистов знаниями, необходимыми для формирования
и реализации ими своей активной гражданской позиции.
Целью учебной дисциплины является формирование общенаучных
и профессиональных компетенций, необходимых для молодого
специалиста, готового работать в условиях динамично изменяющегося
мира со сложной социокультурной и политико-идеологической
структурой.
В рамках изучения курса ставятся следующие задачи.
Образовательные:
– сформировать знание об обществе в целом, его устройстве и
механизме функционирования;
– сформировать понимание основных проблем, присущих политико-правовому
регулированию в сфере общественных отношений;
– сформировать знание истории развития как западной, так и
русской социально-политической мысли;
– сформировать знание содержания основных политико-правовых
нормативных актов, регулирующих общественные отношения;
– сформировать понимание целей и возможностей развития современного
социально-политического процесса.
Практические:
– сформировать способность методологически грамотно анализировать
различные политические процессы и социальные факты;
– сформировать способность принимать рациональные решения
и умение отстаивать гражданские позиции;
– сформировать умение ориентироваться в потоке политико-правовой
информации о состоянии и регулировании политических
отношений в современном обществе;
4
Стр.4
– сформировать способность применять знания в сфере политических
прав и свобод на практике;
– сформировать умение и навыки подготовки и проведения социологического
исследования, социологического анализа в целом.
Воспитательные:
– сформировать политическое сознание и политическую культуру;
– сформировать осознание своего профессионального потенциала
для решения задач в области прав человека, формирования
толерантности в обществе;
– обеспечить развитие социально-политической компетенции,
предполагающей выработку активной гражданской позиции, ответственного
отношения к выполнению поставленных задач и достижению
обозначенных целей.
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных
в ходе освоения курсов истории Отечества, философии,
социальной философии, правоведения, истории государственных
символов России.
Освоение дисциплины является базой для изучения экономических
и других дисциплин по выбору гуманитарного, социального и
экономического цикла, а также профессиональных дисциплин.
В процессе освоения дисциплины у обучающегося формируются
общекультурные компетенции: способность работать в коллективе,
толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные
и культурные различия (ОК-6).
При подготовке пособия обобщен материал и опыт преподавания
курсов «Политологии» и «Социологии», использована авторская
систематизация курса. Пособие раскрывает основное
содержание большинства проблем совеременных политологии и
социологии, выявляет закономерности, тенденции функционирования
политических и социальных явлений. Материал каждой лекции
разбит на логические части, каждая из которых представляет
собой раскрытие отдельного пункта плана лекции; курсивом выделены
разнообразные термины, которые общепризнаны и общеупотребляемы
в издаваемой литературе. Их необходимо запомнить,
поскольку с ними придется постоянно сталкиваться при чтении политологической
и социологической литературы.
Пособие содержит в себе достаточный материал для обеспечения
и стимулирования самостоятельной работы студентов, а также
является необходимым для тех, кто проходит обучение по индивидуальным
планам.
5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................3
КУРС ЛЕКЦИЙ
1. Система социально-политического знания..............................6
2. Методология социально-политических исследований.........32
3. Социально-политические системы............................................61
4. Социально-политические процессы как механизмы
развития общества....................................................................................96
5. Акторы социально-политических процессов.........................123
6. Культура в социально-политических процессах
современности...........................................................................................162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................195
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................197
199
Стр.199