МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 49.04.01 – Физическая культура Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительные технологии» Магистратура Ставрополь 2015 1 УДК 796.41:615.825.1 (075.8) ББК 75.1:51.1(2)2 я73 Д 22 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент И. В. Еремин (Ставропольский государственный медицинский университет), канд. пед. наук, доцент Т. В. Бакшева Д 22 Двигательная рекреация для лиц с ограниченными возможностями здоровья: практикум / сост. <...> В пособии освещается специфика двигательной рекреации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, дана классификация ее видов; характеризуются содержание и методика организации основных видов двигательной рекреации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также художественно-музыкальные телесно-ориентированные практики и туристическая деятельность, адаптированные для удовлетворения их потребностей. <...> Предназначено для студентов, магистрантов, преподавателей высшей школы, учителей-специалистов в области физической культуры, для лиц с ОВЗ. <...> Актуальность данного учебного курса обусловлена тем, что адаптивная двигательная рекреация является видом адаптивной физической культуры, которая «только начинает развиваться в нашей стране и поэтому требует к себе повышенного внимания». <...> Эти цифры говорят о масштабе проблемы инвалидности в нашей стране, о необходимости выработки у детей с ОВЗ навыков социального общения и самообслуживания. <...> Целью освоения дисциплины «Двигательная рекреация для лиц с ограниченными возможностями здоровья» является формирование общих научно-методических <...>
Двигательная_рекреация_для_лиц_с_ограниченными_возожностями_здоровья_практикум._Направление_подготовки_49.04.01_–_Физическая_культура._Магистерская_программа_«Физкультурно-оздоровительные_технологии»._Магистратура.pdf
УДК 796.41:615.825.1 (075.8)
ББК 75.1:51.1(2)2 я73
Д 22
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент И. В. Еремин
(Ставропольский государственный медицинский университет),
канд. пед. наук, доцент Т. В. Бакшева
Д 22 Двигательная рекреация для лиц с ограниченными возможностями
здоровья: практикум / сост. А. Л. Ворожбитова. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 116 с.
В пособии освещается специфика двигательной рекреации для лиц
с ограниченными возможностями здоровья, дана классификация ее видов;
характеризуются содержание и методика организации основных видов
двигательной рекреации для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
а также художественно-музыкальные телесно-ориентированные практики
и туристическая деятельность, адаптированные для удовлетворения
их потребностей. Содержатся темы изучаемого материала, вопросы и задания
к практическим занятиям, определены компоненты профессиональных
компетенций, формируемые у магистрантов в результате их освоения.
Предназначено для студентов, магистрантов, преподавателей высшей
школы, учителей-специалистов в области физической культуры, для
лиц с ОВЗ.
УДК 796.41:615.825.1 (075.8)
ББК 75.1:51.1(2)2 я73
Составитель
канд. пед. наук, доцент А. Л. Ворожбитова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Пособие содержит программный материал курса «Двигательная
рекреация для лиц с ограниченными возможностями здоровья», разработанного
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования для магистров
по направлению 49.04.01 – Физическая культура для магистерской
программы «Физкультурно-оздоровительные технологии».
Актуальность данного учебного курса обусловлена тем, что
адаптивная двигательная рекреация является видом адаптивной
физической культуры, которая «только начинает развиваться в
нашей стране и поэтому требует к себе повышенного внимания».
Эти слова были сказаны основоположником адаптивного физкультурного
образования в России С. П. Евсеевым еще в 2000-х гг. и не
устарели до сих пор. По данным Российского статистического
ежегодника, на 1 января 2013 г. общая численность инвалидов составила
13 миллионов 82 тысячи человек. Из них в процентах от
общей численности лица в трудоспособном возрасте составляют
49,1 %. Эти цифры говорят о масштабе проблемы инвалидности в
нашей стране, о необходимости выработки у детей с ОВЗ навыков
социального общения и самообслуживания. Ставя перед собой
цель социальной адаптации таких детей, общественность одним из
важнейших средств ее реализации признает адаптивную физическую
культуру и в частности адаптивную двигательную рекреацию,
занимающую важное место в структуре АФК.
Целью освоения дисциплины «Двигательная рекреация для
лиц с ограниченными возможностями здоровья» является формирование
общих научно-методических основ профессиональной
подготовки магистрантов в области важнейшего вида физической
культуры – двигательной рекреации, ориентированной на лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи освоения дисциплины:
1. Рассмотреть основные вопросы теории двигательной рекреации
для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Знать систему видов двигательной рекреации для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить отдельные виды двигательной рекреации для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
3
Стр.3
4. Способствовать освоению принципов организации и методики
проведения занятий по двигательной рекреации для лиц с
различными отклонениями в состоянии здоровья.
Дисциплина относится к профессиональному циклу
М2.В.ДВ.2 вариативной части (дисциплинам по выбору). Ее освоение
происходит во 2 семестре.
Двигательная рекреация изучалась в рамках предшествующих
дисциплин бакалавриата: «Теория и методика физической культуры»,
«Туризм». Данный курс связан и с дисциплинами магистратуры:
«Теория физической культуры», «Теория оздоровительной физической
культуры», «Оздоровительные телесно-ориентированные технологии».
Особенности организации двигательной активности лиц с
отклонениями в состоянии здоровья изучались в рамках дисциплины
«Лечебная физическая культура и массаж». Данный курс находится
во взаимосвязи с последующими дисциплинами: «Рекреалогия», «Рекреационный
туризм», «Психология здоровья».
В учебном материале, вопросах к практическим занятиям отражены
системные межпредметные, общенаучные, медикобиологические,
психолого-педагогические,
гуманитарносоциологические
связи, что позволяет обеспечить глубокое теоретическое
осмысление основ профессиональной деятельности магистра
в области оздоровительной физической культуры.
Задания к практическим занятиям имеют творческий характер и
воспитывают потребность в постоянном повышении своего научного
уровня, а также развивают критическое мышление магистрантов.
В результате освоения дисциплины формируется способность
осуществлять сотрудничество с разновозрастными участниками
рекреационной деятельности (ПК-15). Магистранты должны:
– знать специфику двигательной рекреации для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и специфику ее видов;
– уметь реализовать полученные знания в рамках существующих
учреждений по работе с лицами с ОВЗ, составлять индивидуальные
программы рекреационной работы с ними;
– владеть средствами и методами двигательной рекреации
применительно к лицам с ОВЗ, подбирать их с учетом состояния
здоровья и личных интересов субъектов рекреации.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………
Список сокращений и аббревиатур …………………………….
1. Специфика двигательной рекреации для лиц
с ограниченными возможностями здоровья ………………………
2. Специфика двигательной рекреации для лиц
с ограниченными возможностями здоровья ………………………
3. Основные виды двигательной рекреации для лиц
с ограниченными возможностями здоровья (прогулки, игры,
плавание) ……………………………………………………………
4. Рекреация для лиц с ограниченными возможностями
здоровья на основе общения с животными и птицами …………
5. Художественно-музыкальные телесно-ориентированные
практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья ….
6. Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья..
Рекомендуемая литература и источники ………………………
Приложение 1. Краткий учебный словарь понятий и терминов…
Приложение 2. Требования к подбору физических
3
5
6
28
42
62
79
92
101
107
упражнений и условиям их применения ………………………… 110
115
Стр.115