Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Хомяков А. С.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID5774
АннотацияОб авторе (Хомяков Алексей Степанович).
Кому рекомендованоОб авторе
Хомяков А. С.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5774 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ХОМЯКОВ, Алексей Степанович [1(13). <...> Родился в старинной дворянской семье, где получил блестящее домашнее образование (русскую словесность одно время преподавал ему А. А. Жандр, известный писатель и друг А. С. Грибоедова). <...> Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодежи, тяготевшей к немецкой идеалистической философии (кружок "любомудров"). <...> В это же время у X. возникают и литературные интересы: он пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", оставшейся незавершенной, переводит античных авторов (Вергилия, Горация и др.) <...> . В 1821 г. впервые выступил в печати, опубликовав в "Трудах Общества любителей российской словесности" перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии". <...> В 1822 г. X. определяется на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в конную гвардию в Петербург, где устанавливает знакомства с литераторами-декабристами и даже печатает в "Полярной звезде" К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева стихотворения "Бессмертие вождя" (1824) и "Желание покоя" (1825). <...> В 1825 г. он оставляет службу и уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак" (прочитана X. по возвращении в Москву в доме Веневитиновых в 1826 г., поставлена на сцене в 1829 г., отд. изд. в 1832 г.). <...> Литературная деятельность X. в эти годы не прекращается. <...> Его стихи отметил в предисловии к "Путешествию в Арзрум" А. С. Пушкин (Полн. собр. соч.-- М., 1957. <...> В 1832 г. X. завершает историческую драму "Дмитрий Самозванец" (опубл. в 1833 г.), сочувственно встреченную критикой. <...> Он начинает выступать с пропагандой славянофильских идей, которые, впрочем, были заметны уже в некоторых ранних его стихотворениях ("Орел", 1832; "Мечта", 1834, и др.) <...> . Основные положения славянофильской доктрины впервые были изложены X. в статье "О старом и новом" (1839), не предназначавшейся для печати и прочитанной на одном из вечеров И. В. Киреевского. <...> С тех пор в журнале "Москвитянин", "Московских <...>
Хомяков_А._С._Биобиблиографическая_справка.pdf
ХОМЯКОВ, Алексей Степанович [1(13).V.1804, Москва -- 23.IX(5.Х).1860, с. Ивановское, ныне Данковского р-на Липецкой обл.; похоронен в Москве] -- поэт, философ, публицист. Родился в старинной дворянской семье, где получил блестящее домашнее образование (русскую словесность одно время преподавал ему А. А. Жандр, известный писатель и друг А. С. Грибоедова). В 1821 г. X. держит при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Он сближается с бр. Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодежи, тяготевшей к немецкой идеалистической философии (кружок "любомудров"). В это же время у X. возникают и литературные интересы: он пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", оставшейся незавершенной, переводит античных авторов (Вергилия, Горация и др.). В 1821 г. впервые выступил в печати, опубликовав в "Трудах Общества любителей российской словесности" перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии". В 1822 г. X. определяется на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в конную гвардию в Петербург, где устанавливает знакомства с литераторами-декабристами и даже печатает в "Полярной звезде" К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева стихотворения "Бессмертие вождя" (1824) и "Желание покоя" (1825). Политические идеи декабризма оказались ему, однако, чуждыми. В 1825 г. он оставляет службу и уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак" (прочитана X. по возвращении в Москву в доме Веневитиновых в 1826 г., поставлена на сцене в 1829 г., отд. изд. в 1832 г.). X. принимает участие в русско-турецкой войне (1828--1829), после окончания которой выходит в отставку и занимается хозяйством в своих имениях. Литературная деятельность X. в эти годы не прекращается. Он активно сотрудничает в "Московском вестнике", "Телескопе", "Московском наблюдателе" и др. журналах. Его стихи отметил в предисловии к "Путешествию в Арзрум" А. С. Пушкин (Полн. собр. соч.-- М., 1957.-- Т. VI.-- С. 639). В 1832 г. X. завершает историческую драму "Дмитрий Самозванец" (опубл. в 1833 г.), сочувственно встреченную критикой. В конце 30 гг. политическая активность X. падает. Он начинает выступать с пропагандой славянофильских идей, которые, впрочем, были заметны уже в некоторых ранних его стихотворениях ("Орел", 1832; "Мечта", 1834, и др.). Основные положения славянофильской доктрины впервые были изложены X. в статье "О старом и новом" (1839), не предназначавшейся для печати и прочитанной на одном из вечеров И. В. Киреевского. С тех пор в журнале "Москвитянин", "Московских сборниках", позднее в "Русской беседе", а также в салонах А. П. Елагиной, Свербеевых и Аксаковых X.. с неутомимой энергией отстаивает свои взгляды и получает широкую известность как блестящий полемист и оратор. В эти годы он усиленно занимается самообразованием, изучает санскрит, греческий, еврейский и нек. др. языки. Круг его научных интересов расширяется. В 1838 г. он приступает к своему основному историческому сочинению -- "Записка о всемирной истории" (ч. 1--2; опубл. в 1871--1873 гг.). Этот обширный труд, представляющий собой обзор всей мировой истории с точки зрения славянофильского учения, остался незаконченным. В нач. 50 гг. X. все больше начинает интересоваться вопросами религии. В трех брошюрах, изданных за границей под общим названием "Несколько слов православного христианина о западных верованиях" (1853--1858), он выступает ярым защитником православия, в котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. Публицистическая и научная деятельность X., начавшаяся в 40 гг., наложила свой отпечаток и на его поэтическую практику, которая свелась в основном к пропаганде все тех же славянофильских идей. И когда в 1844 г. вышел первый и единственный его прижизненный сборник "24 стихотворения", В. Г. Белинский выступил с резкой рецензией, отметив у автора лишь способность "слагать громкие слова в фразистые стопы" (Полн. собр. соч.--М., 1955.-- Т. VIII.-- С. 473). При несомненной цельности мировоззрения X. его общественно-политические взгляды отличались известной противоречивостью. Сторонник самодержавной власти, он выступил за созыв Земского собора и проведение ряда либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни, учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей и т. п.). X. требовал уничтожения крепостного права, но в то же время предлагал сохранить основы дворянского землевладения. Исторические построения X. были непосредственно связаны с его политической программой. Основываясь на учении Шеллинга о "народном духе", он развивал мысль о противоположности коренных начал России и Западной Европы. Русская община представлялась ему союзом людей, основанном на православии, на "внутреннем законе", т. е. взаимном согласии между государством и народом, отсутствии классового антагонизма и сословной вражды. Западноевропейские государства, с их "кровавыми переворотами", т. е. революциями, основаны, по мнению X., на "внешнем законе", т. е. на насилии, рационализме, подчинении церкви государству. С социально-политическими идеями были тесно связаны философские концепции X. В своих сочинениях "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского" (1857), "О современных явлениях в области философии" (1859) и "Второе философское письмо к Ю. Ф.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ