Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Культура как предмет комплексного исследования (220,00 руб.)

0   0
АвторыБалабанов Павел Иванович
ИздательствоКемГУКИ
Страниц142
ID203349
АннотацияВ сборнике исследуются проблемы культурологии, представленные через постановку задачи, и перспективы их решения. Статьи охватывают широкий спектр культурологических исследований – от семиотики культуры до региональных проблем ее функционирования.
Кому рекомендованоАдресован научным работникам, преподавателям вузов, а также всем, кто интересуется культурологией
ISBN978-5-8154-0050-5
ББК71.0
Культура как предмет комплексного исследования : Вып. 9.: сб. науч. трудов / ред. П. И. Балабанов .— Кемерово : КемГУКИ, 2008 .— 142 с. — ISBN 978-5-8154-0050-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/203349 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Н. Городищева Я, ДРУГОЙ И МИРОТЕКСТ Последнее десятилетие стало переломным для отечественной науки, поскольку с особой остротой обозначилась необходимость поиска новых методик изучения человека в мире расширяющихся коммуникативных связей. <...> Вопросы оснований индивидуальных и групповых сознаний, возможности межкультурных диалогов, поиски размерности конкретных культур и коммуникации людей вывели на первый план исследований проблемы описания культурной реальности. <...> писал: «Языковая деятельность подобна законодательной деятельности и язык является ее кодом. <...> Если архаичный диалог культур был обусловлен одновременностью культуры, диалог Средневековья и Нового времени – вынужденностью обстоятельств, то современный диалог определен ускоряющимся умножением коммуникативных пространств жизненного мира. <...> В новом техническом мире локальность и одновременность культур перестали быть тем, чем были в прошлом: локальные культуры потеряли свою локальность через средства масс-медиа, а одновременность культур стала рушиться под ускоряющимся течением времени в сжимающемся пространстве. <...> В. В. Сопов ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В социуме есть элемент, который не лежит на его поверхности, но играет совершенно незаменимую роль в годы кризисов, потрясений, неурядиц, войн, стихийных бедствий, «реформ» и революций. <...> Этот элемент, по согласному признанию многих выдающихся социальных мыслителей и философов, называется общественное культурно-историческое наследие. <...> Общественное наследие как раз и состоит из таких ценностей и норм, определяющих мысли, чувства и поведение больших масс людей – в пределе всего человечества. <...> Общественное наследие, в которое входят на равных правах и религиозные ценности, и научные открытия, и шедевры искусства, способно заполнить неизбежный при смене идеологий духовный вакуум индивидуализировавшейся личности и способно скрепить тысячью <...>
Культура_как_предмет_комплексного_исследования_[Текст]._Вып._9._сб._науч._трудов_ред._П.И._Балабанов.-_КемеровоКемГУКИ,_2008.-_141_с..pdf
Министерство культуры Российской федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств Научно-исследовательский институт прикладной культурологии Кемеровское отделение Российской академии естествознания Западно-Сибирское отделение Российской академии естественных наук Кемеровское отделение Петровской академии наук и искусств КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сборник научных трудов Выпуск 9 Кемерово 2008 1
Стр.1
ББК 71.0 К90 Главный редактор доктор философских наук, профессор, член-корр. Российской академии естественных наук, член-корр. Российской академии естествознания, акад. Петровской академии наук и искусств П. И. Балабанов Редакционная коллегия: И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор, член-корр. Российской академии естественных наук, акад. Петровской академии наук и искусств, Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии, член-корр. Петровской академии наук и искусств, Е. М. Бородина – кандидат культурологии, член-корр. Петровской академии наук и искусств; И. А. Сечина – кандидат философских наук Отв. за выпуск Н. А. Дорошенко К90 Культура как предмет комплексного исследования [Текст]: сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2008. – Вып. 9. – 141 с. ISBN� �-81�4-00�0-�. В сборнике исследуются проблемы культурологии, представленные через постановку задачи, и перспективы их решения. Статьи охватывают широкий спектр культурологических исследований – от семиотики культуры до региональных проблем ее функционирования. Адресован научным работникам, преподавателям вузов, а также всем, кто интересуется культурологией. ББК 71.0 ISBN� �-81�4-00�0-� 2 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2008
Стр.2
А. Н. Городищева Я, ДРУГОЙ И МИРОТЕКСТ Последнее десятилетие стало переломным для отечественной науки, поскольку с особой остротой обозначилась необходимость поиска новых методик изучения человека в мире расширяющихся коммуникативных связей. Революционный характер коммуникативных технологий приходит в существенное противоречие с познавательными установками людей. Социокультурная реальность в условиях современного миротекста культуры (Ж. Деррида) разрывается разнонаправленными векторами индивидуального и коллективного самоопределения. С одной стороны, – это векторы духовной коммуникации и взаимопонимания, с другой – векторы ксенофобии и нарциссизма. Проблемное поле культуры заставляет по-новому взглянуть на природу и сущность коммуникации, переосмыслить понятие диалога и через диалог миров понять сущность и смысл истории, культуры и индивидуальной жизни человека. Принятая практика изучения современных коммуникационных процессов Я и Другого, получивших значительное ускорение за счет средств информационно-компьютерной техники, основанная на мифах о непрерывном прогрессе техники и технологии, о тождестве понятий коммуникация, информация, диалог, общение, провоцирует и углубляет процесс стереотипизации в проведении научных исследований. В очередной раз стереотипы научного поиска попадают под пристальный огонь критики, заставляя ученых искать обоснование методов и подходов к исследованию миротекста культуры, ее ценностных систем и пытаться связать феноменальные процессы в сфере коммуникации ХХ в. с особенностями технических устройств. Ни в коей мере это не означает, что прежние исследовательские подходы и методы исчерпали себя, что они были неэффективными или неверными. Это значит, что они были этапом в развитии знания, исследования и анализа проблем на своем историческом рубеже и на новом витке истории следует искать пути к формированию новой парадигмы научного знания. В результате трансформаций мира обозначилась проблема выработки новых, нетрадиционных моделей исследования бытия культуры, выявления схем связи между культурами и феноменами культуры, универсального и уникального в культуре и др. Предельная релятивизация культуры, отрицание единых ценностей, на которых строится возможность общения Я и Другого, породили «деконструкцию» всех традиционных исследовательских моделей культуры, заставив решать вопрос о возможности построения глобальной модели культуры в теоретиче3
Стр.3