Д. П. Святополк-Мирский. Славянофилы (Хомяков. Киреевский).
---------------------------------------------------------------------------Мирский
с
древнейших
Д.
С. Славянофилы // Мирский Д. С. История русской литературы
времен
Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 254-258.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
---------------------------------------------------------------------------Прежде
Славянофильство
тридцатые
задолго
до
С.
Т. Аксаков
вероучением
и
анархизма
и
чем стать учением, славянофильство было эмоциональной позицией.
в
узком
годы, но
того. Я
был
живой
тридцатых
анархизм. Первенство
преобладание
законами
низшим
славянофилов. Все
но
не
в
логический
считали
разум
Россию
Россия, а
православного
выработала
Запад. Петр
привнес
в
более
национальна. Она
безбожному
лишь
глубине
Окончив
конногвардейцем
дальнейшем
Языкова,
широко
в
он
логическим
Западной
смысле
связью
и, пожалуй, лучше
стихийного
было
славянофильские
уже
создано
чувства
этими
в
Хомяковым
старыми
говорил о наивном национализме адмирала Шишкова.
между
морального и религиозного закона, дедовских традиций,
чувства
правды
аналитическим
определить
и
разумом
установлениями государства, цельного нерефлектирующего духа над
и
справедливости
были
ковчегом
Великий
гибельное
потому, что
человечества, не
получила
и
насильно
влияние
отреклась
своего
оторвал
христианские
Россию
главными
это они находили в Древней Руси и в православной церкви,
Европе и не в церкви Римской, где с незапамятных времен
и формальный закон торжествовали над цельностью духа. Они
спасения
она
сохранила
и
более
Запада. Петербургская монархия, в сущности, не
от
западному абсолютизму. Она поработила и унизила Церковь, которая
сердца
национальных
сохранила
европеизированной и обмирщенной.
Крупнейшим
(в
принял
жизнь
которая
нравственностью, и
жизни. Он
западниками
очень
управлял
Несмотря
своими
на
разуму, он
оппонентом
холодным
эту
манеру
религиозных
поэтическим
религиозные
был
присматривал
в
был (как
за
московских
отрицательное
величайшим
истории и богослов.
Стихи
блеском
и
(возможно, за
что
негодованием
религиозной
истории. Он
Исполненный
и
в
истинный
лет) Московский
участие
почти
своими
образованный, который
имениями
всеобщее
все
Турецкой
из славянофилов был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860).
восемнадцать
и
университет, он
восхищение
шла у него без особых событий. Он женился на сестре поэта
вызывала
салонах. Это
так
отношение
писать
в
именьями, писал
все, что
войне 1828-1829 гг. В
своей
идеалов
потому, что это была
чистую
и Киреевскими в
русских умах существовали
формами и развитым
и сороковых годов. Оно включало элементы либерализма
всего
его как консервативный
над
писанными
догматами
до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London:
традицию
христианства, а также потому, что в своей ранней истории она
высокие
общественные основы, чем
от ее настоящих традиций и
и пошла на выучку к
свет, а снаружи стала
стал
высокой
славянофилы) счастлив в семейной
трактаты
и спорил с
был человек очень разносторонний,
делал, - делал хорошо. Он
же успешно, как и вел идеологические споры.
к
сделал
взглядов. Он
стихи, в
мистического) и
написаны
написано
на
изобилуют вычурными образами. Впоследствии он отбросил
стихи
не
двадцатые
способом
выражения
большой
особенности
русском
благородной
на
языке, по
простоте
годы. Ранние стихи его обладают
своих
политических
поэт, но в том, что скорее является
красноречием, чем поэзией, у него в России мало соперников. Его
изумительный Труженик (1858), лучшее
исключением некоторых стихотворений Федора Глинки) из всего,
на
глубокой
славянофильские
Россию, которая
особенно высокое место в антологии русской политической поэзии.
Главным
миссии. Стихи, написанные
произведением
Хомякова
теолог
Хомяков
должен
немногим более чем любопытный памятник конструктивного воображения.
Как
дилетантской
гораздо
работ, главные
священником
противником
критиковал
Англии, в
Вильямом
естественной, ненасильственной
приятия
протестантские
англиканская
Англией
1879 г. его
православная
свободой
школы, как
значительно
нации
тори, а
ее
Европы
церковь. Но
не
негласной договоренности он узнавал свой идеал консервативного анархизма.
Теология
богословские
мысль
прозаик
своего
и
от
пренебрежении
Хомякова
с
не
того
Хомяков
труды
встретила
времени
языка, свободного
неряшества
даже
замечателен
поддержки
не
от
(хоть и не официально) почитается доктором богословия.
Как
человека
к
Богу
и
эрудиции, он
темы. Лучшие
недостойна
во
искренности
выражения. Политические
из
чувства (не
его стихи
них, однако, внушены
своей великой исторической и
время Крымской войны, занимают
остался незаконченным. Это наименее долговечный из его трудов.
широкой, но
значительнее. Его учение изложено в ряде
из которых - статья об идее Церкви и переписка с английским
Пальмером. Главной идеей Хомякова была идея свободы,
любви
Божеского закона не как закона, а как свободы. В теории Хомяков был
как
католичества, так
чаще. Как
прогрессивной
протестантизма, но католичество он
и все славянофилы, он резко предпочитал
католическим. Особенно ему нравились Англия и
Англия, которая ему нравилась, была традиционной
Англией вигов. В ней, в консервативной
законами, в ее верности обычаям и
и
писанными
у официальной Церкви и до
разрешалось публиковать. Но вся
пошла за ним, и сегодня он фактически
ясностью, богатством
галлицизмов карамзинско-пушкинской
и вульгарности более поздних журналистов XIX
века. Место Хомякова в не-художественной прозе примерно такое же, как место
и прекрасной
естественного
был стать трактат о философии
представляет
собой
формальному логическому западному
диалектиком своего поколения и очень серьезным
спорах. В историю литературы Хомяков вошел как поэт, философ
начал
и
Стр.1