А. С. Хомяков.
Несколько слов о "Философическом письме",
напечатанном в 15 книжке "Телескопа"
(Письмо к г-же Н.)
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Библиотека "Вехи".
---------------------------------------------------------------------------Несколько
слов о "Философическом письме", напечатанном в 15 книжке
"Телескопа".
Тебя удивила, мой друг, статья "Философические письма", напечатанная в
15 No "Телескопа", тебя даже обидела она; ты невольно повторяешь: неужели
мы так ничтожны по сравнению с Европой, неужели мы в самом деле похожи на
приемышей в общей семье человечества? Я понимаю, какое грустное чувство
поселяет в тебе эта мысль; успокойся, мой друг, эта статья писана не для
тебя; всякое преобразование твоего сердца и твоей души было бы зло: ты
родилась уже истинной христианкой, практическим существом той теории,
которую - излагает сочинитель "Философического письма" для женщины, может
быть, омраченной наносными мнениями прошедшего столетия. Ты давно поняла то
единство духа,
которое со временем должно возобладать над всем
человечеством; ты издавна уже помощница его. Я знаю, как соблазняла тебя
нехристианская жизнь того общества, которое должно служить примером для
прочих состояний. Ты устояла от соблазна, не увлеклась на путь, не имеющий
цели жизни, и теперь сама видишь, что на избранном тобою пути нельзя ни
потерять, ни расточить земного блага; ибо избранный тобою путь есть стезя,
на которой человек безопасен от хищничества и ласкательства и по которой,
со временем, должно идти все человечество. Для тебя не новость-умеренность
во всем; во всем, что касается до
сердца и души, ты знала, что только
неразрывный их союз составляет истинную жизнь, что сердце без разума -
страсть, пламя, пожирающее существование, что разум без сердца-холод,
оледеняющий жизнь. Для тебя не нужно было длинного ряда прославленных
предков, чтобы понимать святые мысли.
"Диэтика души и тела есть истина, давно известная у Других народов,говорит
сочинитель статьи,- а для нас она новость",-замечает он. Но кто ж
тебе открыл эту истину, мой друг, открыл просто, как будто без влияния
веков и людей? Кто же мог открыть, кроме Бога Слова.
Нужно было прежде всего верить, а потом исповедовать я эту истину во
благо общее тела и духа.
Если ты уже постигла один раз истину и следуешь ей, то не думай, чтоб
истину можно было совершенствовать. Ее откровение совершилось один раз и
навеки, и потому слова: "Сколько светлых лучей прорезало в это время мрак
покрывавший всю Европу!" -относятся только к открытиям, касающимся до
совершенствования вещественной жизни, а не духовной; ибо сущность религии
есть неизменный во веки дух света, проникающий все формы земные.
Следовательно, мы не отстали в этом отношении а от других просвещенных
народов; а язычество таится еще во всей Европе: сколько еще поклонников
идолам, рассыпавшимся в золото и почести! Что же касается до условных форм
общественной жизни, то пусть опыты совершаются не над нами; можно жить
мудро чужими опытами зачем нам вдаваться в крайности: испытывать страсть
сердца, как во Франции, охлаждаться преобладанием ума, как Англия; пусть
одна перегорает, а другая стынет. одна от излишних усилий может нажить
аневризм, а другим от излишней полноты-паралич.
Русские же, при крепком своем
сложении, умеренной жизнию могут
достигнуть до маститых веков существования, предназначенного народам.
Положение наше ограничено влиянием всех четырех частей света, и мы -
ничто, как говорит сочинитель "Философического письма", но мы - центр в
человечестве европейского полушария, море, в которое стекаются все понятия.
Когда оно переполнится истинами частными, тогда потопит свои берега истиной
общей. Вот, кажется мне, то таинственное предназначение России, о котором
беспокоится сочинитель статьи
"Философическое письмо". Вот причина
разнородности понятий в нашем царстве. И пусть вливаются в наш сосуд общие
понятия человечества - в этом сосуде есть древний русский элемент, который
предохранит нас от порчи.
Но рассмотрим подробнее некоторые положения сочинителя статьи
Стр.1