Ф. М. Достоевского МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ 1920–1930-х ГОДОВ В статье рассматриваются основные направления в развитии литературы 1920–1930-х годов, механизмы создания новой культуры и новой литературы, особенности «символической» политики. <...> В 1920-е годы на первое место выходит жёсткая система контроля за литературой и новым советским читателем. <...> Новое время и новый политический режим потребовали от правящей власти радикальных решений как в области литературы, так и в области создания читателя определённого типа. <...> И не случайно с лёгкой руки Сталина писателей стали называть «инженерами человеческих душ». <...> Новый человек в литературе 1920–1930-х годов оказался подчинён требованиям партийной системы, стал фигурой, полностью идеологизированной, лишённой собственного мнения. <...> «Этот новый человек представлялся как продукт новых общественных отношений, новых бытовых норм, новой классовой морали. <...> Предполагалось, что это будет личность дисциплинированная, глубоко идейная, полная энергии и преданности делу строительства коммунизма. <...> В реальной же действительности и в литературе новый человек оказался подчинён требованиям системы, стал фигурой, лишённой собственного мнения и инициативы, руководимой властью. <...> Главной причиной, “повлиявшей на положение поля литературы в социальном пространстве и потерю русской литературой словоцентристской и текстоцентристской ориентации, можно назвать изменение запросов массового потребителя… <...> в выступлении на Первом съезде советских писателей подчёркивал: «Одна из основных черт нашей литературы – её резко выраженный социальный характер. <...> Не только потому, что наша литература стремится анализировать общественные процессы, что темами своих произведений советские писатели избирают социальные проблемы, но и потому, что литература наша сознаёт своё огромное общественное значение и назначение» [2, с. <...> провидчески отмечал: «Именно в те годы сложилась <...>