Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611271)
Контекстум

Стихи Нелли

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID5697
Кому рекомендованоКритика
Ходасевич, В.Ф. Стихи Нелли : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1913 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5697 (дата обращения: 09.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владислав Ходасевич Стихи Нелли Ходасевич В. Ф. <...> Из книг, вышедших этим летом, одна, безусловно, заставляет о себе говорить: я имею в виду небольшой сборник, всего из двадцати восьми пьес, изданный без подписи автора, под заглавием "Стихи Нелли" {Стихи Нелли. <...> }. Поэт (мы условимся называть его Нелли) дебютирует, очевидно, своим сборником. <...> Тем более удивительна в творчестве совершенно мужская законченность формы и, мы бы сказали, -- твердость, устойчивость образов. <...> Мне уже приходилось читать и слышать, что стихи Нелли будто бы даже "футуристичны". <...> Но именно "футуризма" я никак не могу усмотреть в них. <...> Стихи Нелли можно назвать поэзией сегодняшнего дня, но уж никак не завтрашнего. <...> Завтра, когда внешние формы жизни изменятся, хотя бы даже так, как хотят того футуристы, -- Нелли уже лишится этого полного соответствия и, может быть, станет брюзжать и сердиться, а нынешние стихи ее хоть и останутся хорошими, но уже будут несовременны. <...> В этом отношении она разделит участь Игоря Северянина и других русских футуристов, кроме тех, которые пишут на языке "дыр был шур". <...> Стихи ее лучше стихов Анны Ахматовой, ибо стройнее написаны и глубже продуманы. <...> Голос Нелли громче их голосов, но он более зависит от посторонних влияний. <...> Можно назвать имена учителей г-жи Львовой и Анны Ахматовой, но нельзя указать поэта, которому бы подражали они так слепо, как Нелли подражает Валерию Брюсову во всем, начиная от формы стиха и кончая тем чувством современности, о котором мы уже говорили. <...> Каюсь, не знай я настоящего автора, я не задумался бы приписать эти строки Брюсову. <...> Много, много еще таких примеров найдет в книге Нелли любой внимательный читатель. <...> Самый стих молодой поэтессы -- типичный брюсовский стих, с его четкой чеканкой и своеобразным внутренним движением... <...> В книге Нелли немало красивых, и верных, и содержательных образов. <...> Часто, читая ее, хочешь воскликнуть: "Да ведь это не хуже <...>
Стихи_Нелли.pdf
Владислав Ходасевич Стихи Нелли Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906-1922. -М.: Согласие, 1996. Составление и подготовка текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова. Комментарии И. П. Андреева, Н. А. Богомолова OCR Бычков М. Н. Из книг, вышедших этим летом, одна, безусловно, заставляет о себе говорить: я имею в виду небольшой сборник, всего из двадцати восьми пьес, изданный без подписи автора, под заглавием "Стихи Нелли" {Стихи Нелли. С посвящением Валерия Брюсова. К-во "Скорпион". М. 1913. Ц. 60 к.}. Поэт (мы условимся называть его Нелли) дебютирует, очевидно, своим сборником. Но в то же время (и это, пожалуй, всего примечательнее в стихах Нелли) он обнаруживает такое высокое мастерство стиха, какого нельзя было бы ожидать от дебютанта. Даже там, где автор отступает от просодического канона, в его строках чувствуется сильная и уверенная рука. Имя Нелли и то, что стихи написаны от женского лица, позволяют нам считать неизвестного автора женщиной. Тем более удивительна в творчестве совершенно мужская законченность формы и, мы бы сказали, -- твердость, устойчивость образов. Ведь читатель, конечно, согласится с нами, что стихи женщин, обладая порою совершенно особенной, им только свойственной прелестью, в то же время неизменно уступают стихам мужским в строгости формы и силе выражения. Пожалуй, даже именно здесь таится значительная доля их своеобразного очарования. От этого правила не ушли такие поэтессы, как Каролина Павлова, гр. Ростопчина, Лохвицкая и даже Зинаида Гиппиус. Но вот Нелли является исключением. И это еще раз заставляет обратить на нее внимание. Таким же неоспоримым достоинством, как совершенство стиха, нужно признать в поэзии Нелли ее острое чувство современности. Мне уже приходилось читать и слышать, что стихи Нелли будто бы даже "футуристичны". Но именно "футуризма" я никак не могу усмотреть в них. Стихи Нелли можно назвать поэзией сегодняшнего дня, но уж никак не завтрашнего. Нелли ни к чему не зовет, ничего не предсказывает. Ей дорого только то, что сейчас, вот в эту минуту, происходит в ней и вокруг нее. Ей нравится полное соответствие между ее переживаниями и всей окружающей обстановкой. Завтра, когда внешние формы жизни изменятся, хотя бы даже так, как хотят того футуристы, -- Нелли уже лишится этого полного соответствия и, может быть, станет брюзжать и сердиться, а нынешние стихи ее хоть и останутся хорошими, но уже будут несовременны. В этом отношении она разделит участь Игоря Северянина и других русских футуристов, кроме тех, которые пишут на языке "дыр был шур". Эти не устареют, ибо еще Тютчев открыл бессмертие людской пошлости... Еще графиня Ростопчина требовала, чтобы ее сравнивали с женщинами, а не с мужчинами. Быть может, и Нелли, как поэтесса, хотела бы сравниться со своими сверстницами? Что же! Стихи ее лучше стихов Анны Ахматовой, ибо стройнее написаны и глубже продуманы. Стихи ее лучше стихов Н. Львовой по тем же причинам. Но в одном (и весьма значительном) отношении Нелли уступает и г-же Львовой, и гже Ахматовой: в самостоятельности. Голос Нелли громче их голосов, но он более зависит от посторонних влияний. Можно назвать имена учителей г-жи Львовой и Анны Ахматовой, но нельзя указать поэта, которому бы подражали они так слепо, как Нелли подражает Валерию Брюсову во всем, начиная от формы стиха и кончая тем чувством современности, о котором мы уже говорили. Детских плеч твоих дрожанье, Детских глаз недоуменье, Миги встреч, часы свиданья, Долгий час -- как век томленья... Каюсь, не знай я настоящего автора, я не задумался бы приписать эти строки Брюсову. Или еще: Всё, что люблю (о, как негаданно!),
Стр.1