М.В. Ломоносова) Бицин Я.Х., доктор философских наук, профессор Меськов В.С., доктор философских наук, профессор Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский педагогический государственный университет) СУММА ТЕОЛОГИЙ: ДЕМОНИЧЕСКИЙ БОГ СОКРАТА Есть люди – без царя в голове, а есть люди – с царем в голове. <...> «Демон (Dдmon; греч. – «божество») – непостижимая сила, которую человек приписывает таким явлениям, которые он не может понять исходя из своего обычного опыта. <...> Демон в душе человека тогда – это божество хаоса и ярости, а демонизм в поведении людей при этом означает действие генотипа протеста: лучше умереть – чем так жить = свобода или смерть. <...> Рационалистичным было у Сократа понятие «демона» (daimonion), под которым он понимал собственную совесть, разум или здравый смысл, правда, еще слабо дифференцированные от народного демонизма, о котором он высказывался вполне иронически. <...> Это стремление Сократа высвободить философию от мистицизма подчеркнул Маркс: «Сократ сознает, что он – носитель даймония», но «он не замыкается в себя, он носитель не божеского, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком» (Маркс К., Энгельс Ф. <...> Сократ признавал общий разум в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности, не объяснимой ссылкой на случайность (Xen. <...> «Мы говорим о Сократе, сыне Софрониска, – описывает жизнь Сократа Теодор Гомперц. <...> «Даймоний (греч. daimonion – божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. <...> Ксенофонт причислял сократовский даймоний к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть»3. <...> Демон Сократа – это говорящий бог – советующий и указующий, тогда как обычные афинские боги были – побуждающими и склоняющими. <...> «Часто удивлялся я, – сообщает нам Ксенофонт, – какими это доводами люди, обвинявшие Сократа, убедили афинян, что он заслужил смертный приговор <...>