ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УДК 553.98.061.15 АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ФЛЮИДОДИНАМИЧЕСКОГО РЕЖИМА ОСАДОЧНОГО БАССЕЙНА В ЗОНЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИКАСПИЯ А.Н. <...> Казакевич4 ) Изучение влияния различных геодинамических факторов на формирование Астраханского месторождения было проведено в работе [1]. <...> Численный анализ флюидодинамического режима региона позволил исследовать процесс миграции газа, приводящий к образованию месторождения. <...> Аналогичные расчеты были проведены для ряда регионов, в том числе для Восточного борта Прикаспийской низменности. <...> Обработка и анализ последующих результатов вычислительных экспериментов, относящихся к целому ряду регионов, в том числе вышеупомянутых, позволили выявить общую для них закономерность – автоколебательный характер движения подземных флюидов [2–5]. <...> При достаточно сильном потоке углеводородов, поступающих снизу в изначально заполненный водой осадочный бассейн, процесс УВ-миграции делится на две стадии. <...> Сначала происходят накопление газа в осадочном бассейне, образование значительных газонасыщенных участков под флюидоупорами, приводящее к первичному пробою (масштабному выбросу газа) в одном из нескольких потенциально возможных мест. <...> Этот первичный пробой относится к периоду начала вторичной миграции УВ в данном регионе и определяет дальнейшую флюидодинамическую историю региона. <...> Образовавшиеся каналы повышенной фазовой проницаемости по газу обладают устойчивостью во времени и служат магистралями для дальнейшего продвижения газа в регионе. <...> Процесс продвижения по ним носит автоколебательный характер и описывается ниже. <...> В частности, это позволяет объяснить, почему из нескольких близкорасположенных потенциально нефтегазоносных структур одни могут оказаться пустыми, другие – обладающими запасами углеводородов. <...> В дальнейшем флюидодинамика региона выходит на установившийся автоколебательный режим. <...> Типичный период цикла автоколебаний состоит <...>