Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Нейрофизиология детской тревожности: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторНехорошкова Александра Николаевна
АвторыГрибанов Анатолий Владимирович, Кожевникова Ирина Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц109
ID558912
АннотацияМонография посвящена рассмотрению нейрофизиологических особенностей детей с высокой тревожностью. Представлен обзор физиологических подходов к рассмотрению проблемы тревожности, морфофункциональной организации данного эмоционального состояния и особенностям его проявления у детей. Описаны возможности нейрофизиологических методов для оценки тревожности
Кому рекомендованоДля физиологов, нейрофизиологов, специальных педагогов и психологов
ISBN978-5-261-01103-3
Нехорошкова, А.Н. Нейрофизиология детской тревожности: монография / А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова; А.Н. Нехорошкова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2015 .— 109 с. — ISBN 978-5-261-01103-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/558912 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кожевникова Нейрофизиология детской тревожности Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Монография Архангельск САФУ 2015 1 УДК 612.82+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Н587 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор А.Б. Гудков; доктор биологических наук, профессор Л.В. Соколова Н587 Нехорошкова, А.Н. Нейрофизиология детской тревожности: монография / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова; Сев. <...> Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. <...> В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. <...> Но если ее уровень постоянно неоправданно повышается и тревожность становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям. <...> Считается, что тревожность лежит в основе 3 целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния, снижая способность к концентрации внимания и умственной работоспособности, ухудшая воспроизведение информации и ассоциативное мышление. <...> 4 Глава 1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ КАК СЛОЖНОГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ На сегодняшний день проблеме тревожности посвящено большое количество работ в области физиологии, психофизиологии, психологии, психиатрии, биохимии, философии, социологии. <...> Наиболее существенными из них являются проблемы интерпретации тревоги <...>
Нейрофизиология_детской_тревожности_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Монография Архангельск САФУ 2015 1
Стр.2
УДК 612.82+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Н587 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор А.Б. Гудков; доктор биологических наук, профессор Л.В. Соколова Н587 Нехорошкова, А.Н. Нейрофизиология детской тревожности: монография / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 108 с. ISBN 978-5-261-01103-3 Монография посвящена рассмотрению нейрофизиологических особенностей детей с высокой тревожностью. Представлен обзор физиологических подходов к рассмотрению проблемы тревожности, морфофункциональной организации данного эмоционального состояния и особенностям его проявления у детей. Описаны возможности нейрофизиологических методов для оценки тревожности. Для физиологов, нейрофизиологов, специальных педагогов и психологов. УДК 612.82+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Издано при поддержке Гранта Президента РФ (№ 14.Y30.14.2785-МК) ISBN 978-5-261-01103-3 © Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Кожевникова И.С., 2015 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2015 2
Стр.3
Введение Напряженный ритм современной жизни, высокие психоэмоциональные и учебные нагрузки создают факторы риска для здоровья и развития человека. Особенно часто различные неблагоприятные реакции на стрессовые ситуации, связанные с обстоятельствами публичной оценки, письменными контрольными работами, ответами у доски отмечаются на начальных этапах систематического обучения в школе. Известно, что воздействия неблагоприятных факторов и их последствия в значительной степени опосредуются личностными особенностями человека, в первую очередь – уровнем тревожности. Многие исследователи подчеркивают, что периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам является детский возраст. При этом указывается, что число тревожных детей постоянно возрастает. Особую актуальность приобретает в связи с этим изучение специфики функционального состояния детей в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики. К настоящему времени накоплен достаточно большой объем исследований, посвященных анализу физиологических изменений в организме при высоком уровне тревожности. Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. Вместе с тем, за последнее десятилетие отмечается резкое возрастание количества детей с высоким уровнем тревожности. В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. Но если ее уровень постоянно неоправданно повышается и тревожность становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям. Считается, что тревожность лежит в основе 3
Стр.4
целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния, снижая способность к концентрации внимания и умственной работоспособности, ухудшая воспроизведение информации и ассоциативное мышление. Поэтому особенно важно еще в детском возрасте, когда тревожность не закрепилась, как устойчивая черта личности, своевременно выявить характер ее воздействия на деятельность. Однако, следует отметить, что к настоящему времени исследования тревожности у детей преимущественно опирались на субъективные методы диагностики и интерпретации данных. В современной научной литературе фактически отсутствуют работы, дающие нейрофизиологическую характеристику детей с тревожностью. В связи с этим назрела необходимость в проведении комплексных исследований, предполагающих сопоставление объективных нейрофизиологических показателей с уровнем тревожности у детей. Этой цели и служит настоящая монография. При написании монографии использованы данные отечественной и зарубежной литературы и результаты собственных исследований, проводимых в Институте медико-биологических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Надеемся, что данная монография будет интересна и полезна не только специалистам в области физиологии и психофизиологии, но и психологам, педагогам, медицинским работникам и родителям. 4
Стр.5
Оглавление Введение .......................................................................................................3 Глава 1. Проблема тревожности как сложного физиологического явления..........................................................................................................5 Библиографический список………………………………………… .............17 Глава 2. Тревожность у детей: причины и особенности проявления ...21 Библиографический список .........................................................................34 Глава 3. Нейрофизиологические методы в оценке проявлений тревожности у детей ...................................................................................39 Библиографический список .........................................................................50 Глава 4. Особенности когнитивного вызванного потенциала Р300 у детей с высокой тревожностью ...............................................................58 Библиографический список .........................................................................68 Глава 5. Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у детей с высокой тревожностью ....................................................71 Библиографический список .........................................................................82 Глава 6. Сенсомоторное реагирование детей с высокой тревожностью ..............................................................................................85 Библиографический список .........................................................................99 Заключение ...................................................................................................103 107
Стр.108

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.