МАЙ - ИЮНЬ 2017
3
Журнал основан в 1889 г.
Выходит 6 раз в год
Выходил под названиями: “Этнографическое обозрение” (1889–1916; 1992 – н.в.);
“Этнография” (1926–1930); “Советская этнография” (1931–1991).
Журнал издается под руководством
Отделения историко-филологических наук РАН
Р Е Д А К ЦИОНН А Я КО Л Л Е Г И Я
С.Н. Абашин (д.и.н., Европейский ун-т, Санкт-Петербург),
С.С. Алымов (к.и.н., ИЭА РАН, Москва), С.А. Арутюнов (чл.-корр. РАН, ИЭА РАН),
В.О. Бобровников (к.и.н., Инст. востоковедения РАН, Москва),
М.Л. Бутовская (д.и.н., ИЭА РАН, Москва),
М.В. Добровольская (д.и.н., Инст. археологии РАН, Москва),
С.В. Соколовский, главный редактор (д.и.н., ИЭА РАН),
В.А. Тишков (акад. РАН, ИЭА РАН),
А.Л. Елфимов, зам. гл. ред. (к.и.н., ИЭА РАН), П.С. Куприянов (к.и.н., ИЭА РАН),
И.А. Морозов (д.и.н., ИЭА РАН),
В.В. Трепавлов (д.и.н., Инст. российской истории РАН, Москва),
Е.И. Филиппова, зам. гл. ред. (д.и.н., ИЭА РАН), Д.А. Функ (д.и.н., МГУ им М.В. Ломоносова)
Н А У ЧНО - КОНС УЛ ЬТ А Т И ВНЫЙ СОВЕ Т
Ю.Е. Березкин (Кунсткамера РАН, Санкт-Петербург), В. Вате (CNRS, Франция),
Д.Н. Замятин (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва), С. Кан (Дартмутский колл., США),
Н.М. Лебедева (ВШЭ, Москва), М. Могильнер (Ун-т шт. Иллинойс, США),
Н. Ссорин-Чайков (ВШЭ, Санкт-Петербург), Л.А. Чвырь (Инст. востоковедения РАН,
Москва), П. Швайцер (Венский ун-т, Австрия), В.А. Шнирельман (ИЭА РАН, Москва)
Заведующая редакцией И.А. Кучерова
Адрес редакции:
119991 Москва, Ленинский пр., д. 32а, тел. (495) 938-18-67, факс (495) 938-06-00
Интернет-сайт: http://journal.iea.ras.ru, e-mail: ethnorev@gmail.com
Публикуемые материалы не обязательно отражают точку зрения редколлегии
В.И. Мукомель (Инст. социологии РАН, Москва), Б. Петрик (EHESS, Франция),
И.Ф. Попова (Инст. восточных рукописей, Санкт-Петербург),
М. Ривз (Манчестерский ун-т, Великобритания),
Стр.1
MAY – JUNE 2017
Founded in 1889
3
Published as Etnograficheskoe Obozrenie (1889–1916, 1992–present);
Etnografiia (1926–1930); Sovetskaia Etnografiia (1931–1991)
Publication frequency: 6 issues per year
Organ of the Division of History and Philology, Russian Academy of Sciences
E D I T OR IAL B OAR D
Sergey Abashin (European U. at St.Petersburg),
Sergey Alymov (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Sergey Arutyunov (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Vladimir Bobrovnikov (Inst. of Oriental Studies, Moscow),
Marina Butovskaya (Inst. of Ethnology and Anthropology, Moscow),
Maria Dobrovolskaya (Inst. of Archaeology, Moscow),
Alexei Elfimov, Associate Editor (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Pavel Kupriyanov (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Igor Morozov (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
A DV I SOR Y BOA R D
Yuri Berezkin (Kunstkamera, St. Petersburg), Liudmila Chvyr (Inst. of Oriental Studies, Moscow), Sergei
Kan (Dartmouth College, USA), Nadezhda Lebedeva (Higher School of Economics, Moscow), Marina
Mogilner (U. of Illinois at Chicago, USA), Vladimir Mukomel (Inst. of Sociology, Moscow), Boris Pétric
(EHESS, France), Irina Popova (Inst. of Oriental Studies, St.Petersburg),
Madeleine Reeves (U. of Manchester, UK), Peter Schweitzer (U. of Vienna, Austria),
Viktor Shnirelman (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Nikolai Ssorin-Chaikov (Higher School of Economics, St.Petersburg),
Virginie Vaté (CNRS, France), Dmitry Zamiatin (Moscow State University)
Irina Kucherova, Editorial Office Manager
Editorial Office Address:
Rm 1807, Leninsky prospect 32-a, Moscow, 119991, Russia; phone +7 (495) 938-1867;
fax +7 (495) 938-0600
Website: http://journal.iea.ras.ru; e-mail: ethnorev@gmail.com
Elena Filippova, Associate Editor (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Dmitri Funk (Moscow State University)
Sergey Sokolovskiy, Editor-in-Chief (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Valery Tishkov (Inst. of Ethnology & Anthropology, Moscow),
Vadim Trepavlov (Inst. of Russian History, Moscow),
Стр.2
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ • 2017 • № 3
Специальная тема номера: Возвращение мигрантов домой: перспективы антропологического изучения
(отв. ред. – С.Н. Абашин)
С.Н. Абашин. Возвращение домой и циркулярная мобильность: как кризисы меняют антропологический
взгляд на миграцию .................................................................................................
В.М. Пешкова. Жизненные планы трудовых мигрантов из Средней Азии в России: нарративы
и практики ....................................................................................................................................
Г.А. Сабирова. “Возвращение после возвращения”: повторная трудовая миграция в Россию .....
Ис т о р и ко - э т ног рафи че с к ие исс ледов а н и я
В.В. Тишин, Н.Н. Серегин. К вопросу о существовании служителей культа у древних тюрков
Центральной Азии........................................................................................................................
А.В. Бауло. Жертвенные покрывала обских угров: итоги столетнего изучения .............................
Ст а т ьи и ма т е р и а л ы
А.С. Архипова, Д.А. Радченко, А.С. Титков. “Наш ответ Обаме”: логика символической агрессии
..................................................................................................................................................
Г.И. Макарова, Г.Ф. Габдрахманова. Этнокультурная общность в дискурсе крымскотатарской
молодежи и экспертов ..................................................................................................................
Е.А. Ягафова. Кěр сăри – “осеннее пиво” в традиционной и современной празднично-обрядовой
культуре чувашей ..................................................................................................................
М.А. Рыблова. Обрядовая трапеза донских казаков: от повседневного к сакральному..................
Рецен з и и
Л.Т. Соловьева. Рец. на: Невская Т.А., Кондрашева А.С. Северный Кавказ: традиционное общество
и реформы (конец XVIII – начало XX в.). Ставрополь, 2015 .............................................
182
113
138
154
76
97
Е.В. Борисова. “Не стала здороваться – вот что значит ездить в Россию!”: возвращение детей
мигрантов как предмет моральных суждений в Таджикистане ..............................................
О.Е. Бредникова. (Не)возвращение: могут ли мигранты стать бывшими? .......................................
5
16
32
48
63
167
© Российская академия наук, 2017
© ФГУП “Издательство “Наука”,
2017
© Составление. Редколлегия
Стр.3
ETNOGRAFICHESKOE OBOZRENIE • 2017 • No. 3
Special Theme of the Issue: The Return of Migrants Home: Perspectives for an Anthropological Study
(guest editor S.N. Abashin)
Abashin, S.N. Return Home and Circular Mobility: How Crises Change Anthropological Views
of Migration [Vozvrashchenie domoi i tsirkuliarnaia mobil’nost’: kak krizisy meniaiut
antropologicheskii vzgliad na migratsiiu] .........................................................................................
Borisova, E.V. “She no Longer Greets Us – That’s What Going to Russia Means”: The Return of
Migrant Children as an Object of Moral Judgment in Tajikistan [“Ne stala zdorovat’sia – vot chto
znachit ezdit’ v Rossiiu!”: vozvrashcheniie detei migrantov kak predmet moral’nykh suzhdenii v
Tadzhikistane] .................................................................................................................................
5
Brednikova, O.E. The (Non-)Return: Can Migrants Become Former Migrants? [(Ne)Vozvrashchenie:
mogut li migranty stat’ byvshimi?] ...................................................................................................
Peshkova, V.M. Life Plans of Central Asian Migrants in Russia: Narratives and Practices [Zhiznennye
plany trudovykh migrantov iz Srednei Azii v Rossii: narrativy i praktiki] .........................................
H i s to r ic a l a n d E t h nog r a p h ic S t u d ie s
Tishin, V.V., and N.N. Seregin. On the Issue of Clergy among the Ancient Turks of Central Asia
[K voprosu o sushchestvovanii sluzhitelei kul’ta u drevnikh tiurkov Tsentral’noi Azii] .....................
Re s e a r ch A r t i cl e s
Arkhipova, A.S., D.A. Radchenko, and A.S. Titkov. “Our Answer to Obama”: The Logic of Symbolic
Aggression [“Nash otvet Obame”: logika simvolicheskoi agressii] ....................................................
Makarova, G.I., and G.F. Gabdrakhmanova. Ethnic-Cultural Community in the Discourse of the
Crimean Tatar Youth and Experts [Etnokul’turnaia obshchnost’ v diskurse krymskotatarskoi
molodezhi i ekspertov] .....................................................................................................................
113
Iagafova, E.A. Ker Sari – The “Autumn Beer” in the Traditional and Modern Festive and Ritual Culture
of the Chuvash [Ker Sari – “osennee pivo” v traditsionnoi i sovremennoi prazdnichno-obriadovoi
kul’ture chuvashei] ..........................................................................................................................
Rev i ew s
Solovyova, L.T. Review of Severnyi Kavkaz: traditsionnoe obshchestvo i reformy (konets XVIII – nachalo
XX v.) [The Northern Caucasus: Traditional Society and Reforms (the Late 18th – Early 20th
Centuries)], by T.A. Nevskaya and A.S. Kondrasheva ......................................................................
182
138
Ryblova, M.A. The Ritual Feast among the Don Cossacks: From the Everyday to the Sacred [Obriadovaia
trapeza donskikh kazakov: ot povsednevnosti k sakral’nomu] ..........................................................
154
167
Baulo, A.V. Sacrificial Linens of the Ob Ugrians: The Outcome of a Hundred Years of Studies
[Zhertvennye pokryvala obskikh ugrov: itogi stoletnego izucheniia] ................................................
76
97
Sabirova, G.A. “Return after Return”: Repeated Labor Migration to Russia [“Vozvrashcheniie posle
vozvrashcheniia”: povtornaia trudovaia migratsiia v Rossiiu] ..........................................................
16
32
48
63
Стр.4